- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Пётр Первый Второй

Автор Владимир Тикус дата: 14 ноября 2008 @ 17:31 в Культура | Комментарии отключены

Сергей по происхождению, оказывается, северянин. Родился в Инте (это Республика Коми), учился в Санкт-Петербургской государственной академии культуры на режиссерском факультете. Несколько лет работал в Великом Новгороде в театре для детей и молодежи «Малый», областном академическом театре драмы им. Ф. Достоевского. Попутно успевал также крутиться в небольшом театре для детей и взрослых, который сам организовал. В Великом Новгороде познакомился и со своей будущей женой Татьяной, которая теперь тоже работает в нашем театре — главным администратором.
— Сергей, как вас в Северодвинск занесло? Актеры нынче всё в центр норовят перебраться.
— Получилась забавная ситуация. Был я в Брянской области в гостях у родителей. Смотрел телевизор и думал о том, как я скоро поеду на актёрскую биржу в Москву. Вдруг показывают сюжет о ней. Раньше биржа всё на каких-то задворках проходила, а теперь руководитель Союза театральных деятелей Александр Калягин расстарался, устроил всё солидно, в центре Москвы. Показывают директора Северодвинского театра Алевтину Голубеву, которая о городе и театре рассказывает. Потом сам приезжаю в Москву на биржу, стою, осматриваюсь. Подходит ко мне режиссер Петр Гилёв, подводит Голубеву и говорит: «Не мешало бы нам этого актера заполучить». Он сразу предложил мне роль Петра Первого, что меня подкупило. Были и другие предложения, но я решил, что поеду в Северодвинск.
— Впечатления?
— Я поначалу всё сравнивал Северодвинск и Великий Новгород, по материальным условиям, количеству жителей, отношению людей к театру. Ходил только от служебной квартиры на проспекте Труда до театра и обратно. Потом стал привыкать, ходить по городу, смотреть достопримечательности. Съездил на Ягры к Саше Шарневскому, с которым мы раньше были знакомы...
— Вот как?
— Мне, когда я сюда собирался ехать, сказали, что в Северодвинске меня ждёт с нетерпением один человек. Я был очень удивлён. А потом выяснилось, что это Сашка. Наши пути пересекались, когда я учился в академии. Мы с Шарневским играли в одном оригинальном театре при французском посольстве. Спектакли были на французском языке и по французским драматургам, часто ездили на гастроли. Саша был хороший человек, и было очень приятно вновь оказаться с ним в одном театре. Жаль, что он так рано умер.
— Вы недавно сыграли в спектакле «Волшебное кольцо», отчаянно копируя северные говоры. А раньше имели дело со сказками северных авторов — Бориса Шергина, Степана Писахова?
— Была у меня программа «Сказки для взрослых», и там использовался один из рассказов о Шише. А в «Волшебном кольце» действительно поокали на славу, но пришлось долго заниматься с консультантом (Екатерина Зорина. — В.Т).
— А роль Петра Первого до «Шута Балакирева» не приходилось играть?
— Было дело. В Санкт-Петербурге на празднике в парке на Каменном острове. Меня в костюме Петра Первого поставили на лестницу пожарной машины и подняли на самую верхотуру, аж голова кружилась. Оттуда я громовым фонограммным голосом обращался к народу.
— Приколы и забавные случаи — неотъемлемая часть актерской жизни. Поделитесь?
— В новгородском театре, который я организовал, шёл спектакль «Том Сойер». Сидит в зале целый класс. Тётя Полли в моем исполнении кричит: «Том, Том, ты где?» И тут один ребенок кричит: «Я здесь!» Выпендрился. Я снова: «Том, Том!» И снова: «Я!» Думаю: «Ну, паразит!». Подхожу к нему, хватаю за ухо и вывожу на сцену. В зале-то смелый был, а тут растерялся. После этого в зале была полная тишина. Хорошо!
— Некоторые актёры настолько вживаются в свою роль, что и в жизни продолжают играть, порой даже не отдавая себе в этом отчёта. А вы?
— У меня наоборот. Ещё с детства я был боязливым ребенком, обращённым в себя. А чтобы меня не трогали, приходилось играть какую-то роль. Я и сейчас скрываю за актерской маской свое истинное я. А театр — это как раз та отдушина, где я могу быть самим собой. Все думают, что я играю. А это настоящее.
— Чешский писатель Карел Чапек актерское ремесло сравнивал по тяжести с военным...
— Да, актёр — это на всю жизнь, как и военный. Даже если профессию поменять, в душе-то всё равно останешься тем, кем был. Хорошо тем, кто работает на заводе: закончил, пришёл домой и отдыхаешь. А нас учили, что 80% работы актера происходит дома. Если теоретически взять за 20% наш семичасовой репетиционный день, то в оставшееся время я должен дома работать над ролью, что-то читать по теме, выписывать, делать наблюдения. Получается в итоге — вся жизнь.
— И не жалко всей жизни-то?
— Ну что ж теперь... Мне ведь ещё с детства говорили: «Ну ты артист!» Я любил по многу раз слушать записи на бобинном магнитофоне. Райкина, Хазанова... Слушал и мысленно впитывал, копировал их манеру выступления, а потом сам выступал. В пионерском лагере, в армии. И до сих пор.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2008/11/14/pyotr-pervyj-vtoroj.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.