- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

ПОД НАДЗОРОМ ПРОКУРОРА

Местное самоуправление – по закону!

Автор Не определен дата: 1 декабря 2008 @ 13:19 в Право | Комментарии отключены

— Валентина Васильевна, что послужило причиной столь пристального внимания к деятельности администрации Северодвинска?
— Для полного понимания вопроса хочется вспомнить слова генерального прокурора России Ю.Я. Чайки, который в одном из интервью сказал, что прокуратура — это поверенный государства в вопросах законности. Одна из основных задач главного надзорного органа страны заключается в том, чтобы выявлять несоответствующие Конституции и законодательству Российской Федерации подзаконные акты и исправлять допущенные нарушения. К слову, В.В. Путин в годы своего президентства неоднократно акцентировал внимание на этом направлении деятельности прокуратуры. Не теряет актуальности эта задача и при действующем главе государства Д.А. Медведеве. Данный вопрос находится на особом контроле Генпрокуратуры.
— Как исполняются поручения президента?
— На уровне Архангельской области данная задача практически выполнена. Ситуация на местах остаётся непростой. Это подтвердила проведённая в октябре 2008 года прокуратурой города проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства.
— Что показала проверка?
— Возник вопрос о правомочности действий комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северодвинска. Скрупулёзное изучение документов о деятельности комитета показало, что КУМИ наделён правами юридического лица без законных оснований. Абсолютно одинаковая ситуация сложилась по комитету ЖКХ, транспорта и связи, управлениям образования, здравоохранения, культуры и финансовому управлению. Это послужило причиной внесения прокуратурой шести протестов на положения об этих элементах структуры администрации и двух протестов в отношении Устава города и положения об администрации Северодвинска в части, касающейся возможности наделения её подразделений правами юридического лица.
— А почему, например, финансовое управление не может обладать правами юридического лица? В чём такая принципиальность позиции прокуратуры?
— Закон не исключает такой возможности. Но при этом должен соблюдаться определённый порядок. В случае, когда городской Совет учреждает какой-либо орган, утверждает положение о нём, наделяет его конкретными полномочиями, то такой орган становится органом местного самоуправления. Вне зависимости от того, был он ранее органом администрации города или создаётся впервые. Этого требует закон.
— Что же мешает иметь такие органы в Северодвинске?
— Это очень важный аспект! Дело в том, что структура органов местного самоуправления утверждается Уставом города. Изменить её может только городской Совет. По Уставу структуру органов местного самоуправления составляют Совет депутатов, мэр, администрация и контрольно-счётная палата. Перечень исчерпывающий. Более того, Устав Северо-двинска предусматривает возможность образования только структурных подразделений администрации города, которые ни при каких условиях не могут обладать правами юридического лица. Возможность создания органов администрации вообще отсутствует, поскольку они даже не упоминаются. Утверждённая Уставом структура органов местного самоуправления всю исполнительно-распорядительную деятельность возлагает исключительно на администрацию города.
— До конца непонятно, что же мешает работе подразделений мэрии в качестве юридических лиц?
— Ничто не мешает. Но в таких случаях говорят: «Если не знаешь, как поступить, надо поступать по закону». Нужен алгоритм из трёх действий. Сначала внести изменения в структуру органов местного самоуправления. Потом принять решение городского Совета об учреждении соответствующего органа. Затем утвердить положение о нём.
— А что говорят оппоненты прокуратуры?
— Утверждают, что эти юридические лица не являются органами местного самоуправления. Не учитывая при этом, что подобными заявлениями делают заложниками тех, кто трудится в незаконно созданных юридических лицах. Кто они? Муниципальные служащие или обычные наёмные работники? В чём разница между ними и теми, кто трудится в учреждениях образования, здравоохранения и культуры? Муниципальный служащий должен работать в органе местного самоуправления. В противном случае он — обычный наёмный работник обычного муниципального учреждения.
— Это единственная опасность, которую таит в себе существующая структура администрации города?
— К сожалению, нет. Протесты находятся на рассмотрении в городском Совете с октября, но только сейчас пришло осознание тех проблем, которые тянет за собой этот вопрос. Одна из них уже обозначена. Вторая — прозрачность расходов и доходов бюджета. Легче контролировать один счёт или несколько? Ответ очевиден. В существующей структуре администрации города КАЖДОЕ юридическое лицо имеет СВОЙ счёт. За каждым закреплены собственные строки финансирования в местном бюджете. Например, когда ставится вопрос о сокращении расходов на администрацию, забывают о том, что её структурные подразделения имеют самостоятельное бюджетное финансирование. Получается, что резерв сокращения есть, но он размыт по расходным статьям.
— Что будет, если депутаты отклонят протесты?
— Во-первых, это отсрочит ликвидацию незаконно зарегистрированных юридических лиц. Во-вторых, такое решение может повлечь за собой куда более тяжёлые последствия. В случае удовлетворения протестов в судебном порядке, которое может выпасть на середину финансового года, придётся пересматривать бюджет, так как из семи главных распорядителей бюджетных средств останется только один — администрация города. Это займёт время и может существенно осложнить финансирование бюджетных учреждений. Даже если депутаты после этого изменят структуру органов местного самоуправления, она заработает не раньше избрания городского Совета следующего созыва, то есть с марта 2013 года.
— Что делать? Какой оптимальный выход из кризиса местной власти?
— У администрации и депутатов есть время до 1 марта 2009 года исправить ситуацию. Да, до выборов изменения, которые нужно вносить в структуру органов местного самоуправления, не вступят в силу. Но зато они заработают с 1 марта 2009 года, а не с весны 2013-го. Можно и нужно сейчас решить бюджетную проблему, что обеспечит нормальное и стабильное финансирование всех сфер жизнедеятельности города. Для этого необходимо выполнить задачу, поставленную президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, и привести Устав Северо-двинска, муниципальные правовые акты в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Петр АЛЕКСАНДРОВ
(группа по общественным связям прокуратуры Северодвинска)


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2008/12/01/mestnoe-samoupravlenie-%e2%80%93-po-zakonu.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.