Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца
9.08.08 г. В. ПОПОВ. «ПРОЕКТ ОСВОЕНИЯ ШЕЛЬФА ДОЛЖЕН БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНЫМ»

Гражданская составляющая


В ответах на статью председателя правления областной общественной организации «Научно-техническое общество судостроителей им. академика А.Н. Крылова Государственного Российского центра атомного судостроения» В.М. Попова подробно перечисляются структура и задачи органов управления отраслью, поэтому мы публикуем их с сокращениями.


В статье содержится предложение о создании при главе администрации области специального органа, занимающегося вопросами разработки, заимствования и распространения конкретных технологий, инновациями и инвестициями для использования конкурентных преимуществ Архангельской области и предприятий Северодвинского судостроительного комплекса.
Администрация Архангельской области уделяет большое внимание развитию отечественного судостроения. Создан и работает совет по морской деятельности при главе администрации области, являющийся постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим в интересах реализации на-циональной морской политики РФ согласованные действия органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций, расположенных в регионе.
Администрация области совместно с руководством крупнейших судостроительных предприятий является постоянным участником заседаний Морской коллегии при правительстве РФ, принимает участие в заседаниях Совета Федерации и Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ по вопросам, посвященным развитию отечественного судостроения с внесением соответствующих предложений.
Основным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, занимающимся вопросами развития судостроительных и судоре- монтных предприятий региона, является комитет промышленности. Основной функцией его является оказание содействия на федеральном и региональном уровнях, в том числе привлечение инвестиций, развитие новых производственных направлений, а также реализация мер государственной поддержки отечественного судостроения.
В последнее время администрацией области проведен ряд презентаций, научно-практических конференций, «круглых столов» с участием правительственных и деловых структур, в том числе и иностранных государств. Особое внимание уделяется странам Баренц-региона, с которыми у нашей области традиционно существуют партнерские отношения.
При активном участии норвежской нефтегазодобывающей корпорации «СтатойлГидро» и администрации области создан центр развития региональных поставщиков товаров и услуг «Созвездие». В результате его деятельности промышленные предприятия имеют возможность получить поддержку экспертов, задействовать свои производственные мощности и интеллектуальные ресурсы, соответствовать международным стандартам, повысить конкурентоспособность производимых товаров и услуг.
При поддержке администрации области проведены презентации судостроительных предприятий региона в Германии и Китае, в результате чего налажено деловое партнерство с зарубежными компаниями. Проведены встречи с представителями голландских компаний и презентация машиностроительного комплекса области в рамках проведения «Торговой миссии Нидерландов в Архангельске».
Создано Архангель-ское региональное отделение Союза машиностроителей России под руководством генерального директора Севмаша Н.Я. Калистратова.
В этой связи вопрос о создании специального органа при главе администрации (комитет, управление, департамент) является неактуальным и избыточным.
В части предложений автора, касающихся развития гражданского направления деятельности судостроительных предприятий Северодвинска, таких как разработка и производство новых образцов морской техники, специальных судов, создания новых производств и т.д., необходимо отметить следующее.
Оборонным предприятиям необходимо развивать и наращивать гражданскую составляющую производства продукции, в том числе путем интеграции в нефтегазовую отрасль страны. Участие предприятий Северного центра судостроения и судоремонта в производстве высокотехнологичной продукции гражданского назначения позволит не только обеспечить загрузку производственных мощностей, высвободившихся в результате сокращения объемов государственного оборонного заказа, но и позволит провести мероприятия по реконструкции и модернизации производственной инфраструктуры.
Реализация гражданских проектов не должна осуществляться в ущерб безусловному выполнению гособоронзаказа и важнейших государственных заданий, направленных на обеспечение обороноспособности нашей страны.
В этой связи любой масштабный гражданский проект требует детальной проработки и взвешенного подхода к возможностям, перспективам и результатам его реализации. В последнее время гражданские заказы, строящиеся на северодвин-ских предприятиях, почти все головные (новые). Такие проекты требуют новых подходов: разработки технологических процессов и конструкторских решений, новых материалов и оборудования, а это, в свою очередь, влияет на стоимость и сроки изготовления изделия.
На наш взгляд, предприятиям необходимо сконцентрировать свои усилия на внедрении типовой (серийной) продукции, что позволит повысить производительность, снизить себестоимость и сроки изготовления. Кроме этого необходимо учитывать, что номенклатура производимой гражданской продукции должна соответствовать мощностям и научно-техническому потенциалу, которым располагают предприятия.
В этом случае наиболее перспективными являются проекты по производству оборудования и специальной морской техники (морские буровые платформы) для освоения Арктического континентального шельфа, а также перспективные проекты по строительству атомного ледокольного флота. Данное направление соответствует решению важнейшей стратегической задачи по обеспечению энергобезопасности страны и участию российских компаний в освоении Арктического шельфа.
И.о. председателя комитета промышленности Архангельской областиH.H. ЖИРКОВ

Такую инициативу надо приветствовать
Достаточно сложно возразить автору — практически все направления, обозначенные в статье, заслуживают внимания и обсуждения. Возможно, первым шагом явилось бы создание специального органа при администрации области, как это предлагается авторами. Справедливости ради следует сказать, что в структуре администрации функционирует комитет промышленности, который было бы правильным функционально расширить с учетом новых направлений.
В целом появление публикаций и инициатив подобного рода со стороны интеллектуальной элиты инженерного корпуса является движением, направленным на компенсацию утраты позиций области в деле изучения и освоения Арктического шельфа (Архангельск — ворота Арктики). Надо признать, что в области нет предприятий мор-ского геологического профиля, а доля участия области в реализации федеральной целевой программы «Мировой океан» и мероприятий, реализуемых под флагом Морской коллегии, могла быть более весомой.
Заслуживает пристального внимания предложение по строительству самоотвозных земснарядов (землесосов) на Севмаше. Таких судов, на базе которых могли бы функционировать предприятия по добыче ракуши и песчано-гравийных материалов, на бассейне нет.

И.о. директора департамента природных ресурсов Архангельской области Е.Ю. МАЛЮТИН

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Гражданская составляющая
Дата публикации: 9 декабря 2008

Автор(ы): Не определен   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 231
Рубрика статьи: Судостроение

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia