- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Дюбатон (Д. Овинников, слева) и Орнифль (С. Семенцов) — лицемер и грешник. Фото В. Бербенца
Дюбатон (Д. Овинников, слева) и Орнифль (С. Семенцов) — лицемер и грешник. Фото В. Бербенца

Орнифль,

или Все мужики сво...

Автор Владимир Тикус дата: 9 декабря 2008 @ 17:32 в Культура | Комментарии отключены

Не знаю, какой уж там жанр обозначен у автора, но Гилёв сделал постановку в ключе философско-сатирической комедии. Главный герой граф Орнифль (Сергей Семенцов) — современный Дон Жуан и поэт-ремесленник. Он легко и беззаботно идет по жизни, срывая цветы удовольствия и отвергая принципы морали. А уж если увидит красивую девушку, его ничто не способно остановить. Даже тот факт, что она невеста его сына. Орнифль и умирает-то, можно сказать, на боевом посту, на пути к постели с очередной любовницей. Жизнь для него всего лишь игра. Но он охотно соглашается с упреками и открыто, подчеркнуто цинично признает свою порочность.
При всей отрицательности образа Орнифль вызывает симпатию — в том-то и парадокс. Он видит мир без прикрас и иллюзий. Сергей Семенцов сыграл своего героя чрезвычайно убедительно, да с таким шармом, что некоторые зрительницы в антракте сошлись во мнении: устоять под напором мужского обаяния Семенцова-Орнифля невозможно.
Насколько не принял я «Шута Балакирева», настолько вызвал восторг «Сквозной ветерок, или Орнифль». Отлично выстроенный режиссерски и актерски спектакль. И очень актуальный — при том что пьеса Ануя написана больше полувека назад. Импонирует постоянно подчеркиваемый режиссером лейтмотив спектакля, который можно обозначить крылатой фразой: «Все мужики сво...». Гилёв словно бросает перчатку всем мужчинам, которые лишены понимания мужского. Режиссер делает это легко, без занудного морализаторства, которое, надо сказать, присутствует в пьесе Ануя. Причем Орнифль не единственное лицо мужского пола, показанное в спектакле отнюдь не в розовом свете. Его друг импресарио Маштю (Сергей Черноглазов) распутен не менее, но у него нет и капли обаяния Орнифля. Лицемерием сквозит от священника Дюбатона (Даниил Овинников): ради псалмов, которые обещал написать Орнифль, Дюбатон закрывает глаза на все его безбожные поступки (Орнифль вообще считает, что у них с Господом Богом идет негласное соревнование — кто кого переиграет). Не внушают оптимизма и бездарные доктора Галопен (Вадим Мизин) и Субитес (Николай Кабуркин) с профессорскими званиями, не сумевшие вовремя разглядеть опасную болезнь у Орнифля, а думающие только о развлечениях и еде.
Но режиссёр не ограничивается лишь критической иллюстрацией образов. Он использует потрясающий дуалистический трюк — практически каждый герой у Гилёва и жертва, и мучитель одновременно. Наиболее ярок в этом смысле образ секретарши Орнифля мадемуазель Сюпо, блистательно сыгранной Анной Венгерович. По сути дела, это ханжа, стремящаяся наставить Орнифля на путь истинный, при каждой его скабрезной шутке приходящая в ужас. Но в то же время она страстно желает своего мучителя, будучи безнадежно влюбленной в него.
Образ Орнифля чрезвычайно живуч и современен любому веку. Недаром в спектакле есть переклички с более старыми образчиками комедийной драматургии. Звучит популярная музыка из известного спектакля «Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше; доктора одеты в старинные камзолы и парики, как в комедиях Мольера, да и герои как будто сошли со страниц пьес XVIII века. Даже название пьесы — в «старинном» стиле.
Спектакль легкий, беззаботный, но заставляет о многом задуматься, заглянуть внутрь себя.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2008/12/09/ornifl.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.