Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

У путей без дороги

И старинное село Солза, и дачные посёлки около него

72-летний член СНТ «Колос» Николай Иванович Криков специально пришел в редакцию, чтоб через газету еще раз привлечь внимание властей к тому, что в старинном поморском селе Солза и примыкающих к нему поселках садовых товариществ «Колос» и «Северные зори» случись что — помощи из соседнего Северодвинска не получить. Потому что машинам пожарной или скорой помощи сюда не подъехать.


Больше всего я и соседи боимся пожара. Случалось уже. Тогда
все с ведрами бегали, позабыв и про возраст, и про болячки, лишь бы на соседние дома огонь не переметнулся. Пожарную команду вызвали. Но машина через железнодорожные пути проехать не могла. И стояла без дела, в то время как огнеборцы добирались к пожару пешком с баграми в руках. Этими древними орудиями как могли и помогали
местным жителям «остудить красного петуха»...
Почтовый Петровский тракт, который много лет связывал все населенные пункты побережья, после переноса железнодорожных путей оказался пересеченным ими в двух местах. Действовали переезды. Но около пяти лет тому назад они были ликвидированы, как говорят, из-за того, что никто не захотел взять ответственность за их содержание. В результате дорога автотранспорту в эти населенные пункты оказалась закрытой.
Кроме случая с пожаром поделился ветеран и другими невеселыми наблюдениями, которые дополнили и другие мои собеседники. Рассказывали, как сгружали на рельсы баллоны с газом. Как, взявшись за четыре конца одеяла, несли на нем пожилую северодвинку. И как бесшабашные водители, бывает, ездят на авто прямо по стальным путям, что, конечно же, небезопасно не только для них, но и для железнодорожного транспорта.
На последнем подробно остановился в своем комментарии староста деревни Солза В.В. Панов:
— Опасность такого лихачества не только в том, что вдруг да не разъедутся автомобиль с дежуркой. От езды по рельсам расшатываются укрепляющие их костыли, а это грозит уже и железнодорожной аварией. Водители все это прекрасно понимают. Но идут на риск, потому что нужно бывает завезти кому удобрения, кому стройматериалы... Без дров в деревне тоже не обойтись. И сложность с их доставкой породила еще одну беду. Стали вырубаться ближайшие леса...
Вот так. Выходит, что отсутствие дороги — уже не только неудобства для жителей, но и нарушения норм и законов на каждом шагу и у всех на виду. Впору воскликнуть: «Куда прокурор смотрит?» Оказывается, Н.И. Криков сам носил в прокуратуру коллективное заявление дачников, адресованное на имя бывшего тогда прокурором В. Подгорного. А председатель правления СНТ «Колос» Галина Алексеевна Стамикова писала по этому поводу и мэру Северодвинска А. Беляеву, и губернаторам — сначала А. Ефремову, а потом Н. Киселеву, руководству Северной железной дороги в Ярославль и в Министерство путей сообщения, даже В. Путину. Когда в Северодвинск приезжали вице-премьер правительства России А. Жуков и депутат Госдумы
А. Чилингаров, письменные обращения вручила им каждому лично.
Как рассказала Галина Алексеевна, на какие-то из этих писем ответы пришли. Смысл их в общих чертах сводится к одному: территория деревни Солза и дачных поселков рядом с ней относится к муниципальному образованию Северодвинск. Так что все вопросы решать его администрации.
С ней же (или, точнее, с чиновниками мэрии) общего языка у солзенских жителей не находится. Приезжавший на место первый заместитель мэра В. Дюкарев предложил, чтоб здешнюю дорогу на свой баланс взял... СНТ «Колос». Это при том, что дорога в поселок товарищества идет через муниципальную деревню Солза.
У путей без дороги
Но так или иначе активисты товарищества и деревенские жители даже возможности предложенного решения проблемы представить себе не могут. Если даже членские взносы и плата за свет здесь собираются с трудом, что уж говорить о баснословных для них затратах на «дорогу жизни», которые даже по самым приблизительным подсчетам превысят миллион рублей.
В самом крупном здесь «Колосе» — 150 дачных участков, хозяева которых в подавляющем большинстве пенсионеры. В поселке «Северных зорь» всего 30 участков, финансовые возможности и там не лучше. «В каждом четвертом доме хозяйка — вдова», — заметила Г.А. Стамикова.
В самой деревне Солза 96 домов. Зимой на две трети они пустуют. Зато каждым летом здесь насчитывается до 500 проживающих. Да и население дачных поселений в сезон за счет родственников и гостей хозяев увеличивается в несколько раз. Тем больше вероятность, что кому-то может срочно понадобиться помощь служб, которые передвигаются на автомобилях.
— В двадцати километрах от Северодвинска мы оказались как на необитаемом острове, — рассуждает Г.А. Стамикова. — А ведь деревня Солза основана еще в 1555 году, называлась тогда Солзекская слобода...
— Самый первый карьер, откуда брали песок для строительства тогда еще Молотовска, был здесь, — добавляет
В.В. Панов. — Потом через эту деревню проходила дорога, по которой ездили военные. Теперь и военным эта дорога не нужна. И городу взять с нашей деревни нечего.
Поводом все это вспомнить, и вспомнить с грустью и обидой, стали для моих собеседников и визит Н.И. Крикова в редакцию, и очередной проект бюджета муниципального образования Северодвинск, в котором никаких шагов к решению наболевшей проблемы солзенских населенных пунктов не предусмотрено. У большого города много других нужд...
Тем не менее активисты солзенских поселений, уверенные, что без помощи городской администрации им не обойтись, сдаваться не собираются. И Николай Иванович их в этом поддерживает. Особенно надеется на действенность газетной публикации на наболевшую у них тему.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: У путей без дороги
Дата публикации: 9 декабря 2008

Автор(ы): Нина Кожанова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 230
Рубрика статьи: Первая полоса

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia