Кто же подлинный зодчий твердыни? Фото А. Ширшикова
Кто же подлинный зодчий твердыни? Фото А. Ширшикова

Зодчий из Нёноксы

Камушек в огород соловецких пименов

Издревле летописи твердо и неизменно называли зодчим Соловецкого валунного кремля нашего земляка — старца Трифона из Неноксы (в миру Терентия Кологривова).


Так, вкладная грамота Соловецкого монастыря (середина XVI — начало XVII века) гласила: «Старец Трифон ненокшанин делал город каменной двенадцать лет». Более подробные сведения об ушедшем в вечность великом зодчем сообщает архимандрит Досифей в «Соловецком Летописце»: «А все сие огромное строение располагал и зодчим при оном был монах Трифон, постриженник Соловецкий, уроженец поморского селения Неноксы. После кончины его в сем монастыре для поминовения за труды его записан он в Синодик без выписки, доколь святая обитель стоит» (М., 1833).
Энциклопедический знаток старины Севера К.П. Гемп вспоминала: «Соловки воздали особое вознаграждение только зодчему Трифону. Ему было выдано 50 рублей, которые он завещал монастырю... Поминовение происходило ежедневно
(! — Ю.Ш.) и в течение 320 лет. Четыре раза слушала это поминовение. Оно провозглашалось с амвона и сопровождалось хором. Церемония производила большое впечатление на присутствующих и вызывала много разговоров. Тут же в церкви они и начинались.
— Честь-то по заслугам.
— Слово явственно сказано, с амвона.
— ...у нас в Неноксе много Кологривовых и Кологриевых, все себя Трифону родней считают. Строители они тоже были. Их отцы-деды в Пертоминск ходили строить. Тоже стены возводили.
Казалось, вечно будет возобновляться этот скорбный ритуал поминовения мастера, свято чтимого нашими отцами и дедами. Казалось, ничто не потревожит вечный сон зодчего».
И вот уже в не столь давние дни (1985) искусствовед В.В. Скопин решается на смелую попытку пересмотреть укрепленный веками взгляд на творчество старца Трифона. Не отрицая одаренности, Скопин все-таки «считает вправе усомниться» как в искренности летописцев соловецких, так и в способности старца Трифона стать автором самого замысла уникальной валунной крепости, «требовавшего усилия опытного мастера «горододельца», знакомого с каменным оборонным зодчеством».
Между тем заведомо отлучать Т. Кологривова от его ранней и пытливой привязанности к зодчеству, к тому же не зная всех подробностей биографии старца Трифона, не подозревая о внушительных размерах его градостроительного опыта или искажая его, — несправедливо.
В Неноксе и нынче ходят слухи, что зодчий Трифон с детства вникал в секреты ремесла каменщика, любовался мастерством и сноровкой умельцев посада, возводивших и стены монастырей (как уже сказано, например, Пертоминского). Есть поверье, что Трифон укрылся в Николо-Корельский монастырь для того, чтобы обнести его каменной стеной, но начавшееся строительство Соловецкой крепости обратило его к новой обители. Следовательно, неправильно полагать, что старец Трифон повернулся к зодчеству, не имея достаточной практики в нем. Это просто досужая догадка, предположение.
Одна догадка порождает другую, третью — возникает целая вереница их, выдаваемая Скопиным за бесспорные свидетельства. В результате этой бойкой динамики, артистизма догадок и зыбких гипотез («видимо», «возможно», «не исключено») под видом истины увидела свет, по существу, ни на чем не основанная итоговая догадка, с полным удовлетворением преподнесенная Скопиным: «С Вологды Иван Михайлов сын каменщик» — вот кто подлинный зодчий Соловецкой твердыни, являвшийся «не только участником строительства, но и автором самой архитектурной идеи крепости, организатором строительных работ». Именно Михайлов, по уверению Скопина, стал и учителем подрядчика старца Трифона, хотя вологодский мастер и работал только два года из 12 лет строительства крепости.
Скопина не смущает, что летописцы Соловков, как уже упоминалось, в один голос и век за веком заверяли: главным зодчим-строителем Соловецкой крепости был старец Трифон.
Высокое и стойкое чутье к правдивости излагаемого, как известно, всегда украшало соловецкие летописи и даже вошло в пословицу. Историки своей обители, летописцы Соловков, вносили в свои «погодные записи» только «правдивые сказанья», видя в этом «долг, завещанный от Бога». Скопин, видимо, думает иначе. И полагает, что соловецкие Пимены возвеличили имя зодчего — монаха Трифона только потому, что оно своей славой способствовало росту престижа монастыря.
Но возвратимся еще раз к образу И. Михайлова, чтобы выразить наше новое удивление. Как мог каменщик Михайлов бросить любимый труд, не дождавшись «вожделенного мига» завершения его? Передать едва начатое сокровенное дело в другие руки, чтобы заняться иной деятельностью — продажей сукна? Все это едва ли совместимо с образом талантливого зодчего.
К сожалению, многие авторы путеводителей по Соловкам (и не только) поверили Скопину, стали рупором его догадок, приняв их за доказанную истину. К примеру, издание «Соловецкий монастырь и его ближайшие окрестности» (М., 2007) уведомляет о строителях каменной крепости Соловецкого монастыря почти словами Скопина: «Работами руководили присланный с материка «городовых дел мастер» Иван Михайлов и соловецкий монах Трифон (Кологриев), уроженец поморского села Ненокса».
Но серьезные исследователи все же не приняли и, надеемся, не примут голословных утверждений Скопина. Так, один из ведущих специалистов по древнерусскому искусству Лев Лифшиц в книге «Русское искусство Х—ХVII веков» (М., 2000), основанной на последних научных исследованиях, упоминает о статье Скопина лишь в библиографии своего труда, а в самой работе Лифшиц категорически утверждает: «Выдающимся созданием русского оборонного зодчества стала крепость Соловецкого монастыря, стены и башни которой выложены в технике циклопической кладки из валунов. Строитель крепости мастер Трифон».
...Шли века за веками. Зодчий Трифон и его создание слились во мнении народном в целостный образ, который нельзя разъединить, покуда стоит обитель.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Зодчий из Нёноксы
Дата публикации: 9 декабря 2008

Автор(ы): Не определен   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 231
Рубрика статьи: Культура

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia