Самолет, которого уже нет. Фото автора
Самолет, которого уже нет. Фото автора

Память о самолёте

Её хранят туристы из клуба «Беломорец»

Шестьдесят лет пролежал в глухой тайге недалеко от реки Сюзьмы скоростной бомбардировщик СБ-2М-103 вместе со своим погибшим экипажем. В 1998 году его обнаружили северодвинские охотники Военновы.


В 1999 году поисковики Северодвинска и Архангельска установили личности погибших. Ими оказались командир экипажа, он же командир звена 2-й авиаэскадрильи 80-го смешанного авиаполка старший лейтенант Георгий Васильевич Карелкин; штурман, он же штурман звена 2-й авиаэскадрильи, старший лейтенант Александр Павлович Сафонов; стрелок-радист, младший командир взвода Ян Григорьевич Комаричев и техник звена 80-го смешанного авиаполка, воентехник
I ранга Сергей Иванович Кирющенков. Из всех перечисленных не найдены родственники штурмана Сафонова, уроженца Угличского района Ярославской области. Год рождения летчика 1913-й. Если кто что-то знает о нем, просим сообщить по телефону 8-960-002-97-44. 22 июня 2000 года все четверо с почестями были погребены на Вологодском кладбище Архангельска.
На место гибели самолета и отправилась группа туристов туристского клуба «Беломорец» ФОК «Звездочка». Забегая вперед, скажу, что останков самолета мы не увидели. Увы, их сдали в металлолом вандалы-лесозаготовители. Хотелось бы обратиться к руководству их компании. Если для ваших людей нет ничего святого, установите памятник экипажу за свой счет. Ведь здесь погибли люди, летевшие на фронт выполнять свой долг, защищать Родину.
Кстати, здесь вы увидите целые штабеля брошенного леса, спиленного, но не вывезенного, десятка два бочек и канистр.
А сейчас откроем дневник похода. В пять утра 2 ноября у турклуба «Беломорец» загрузились в грузопассажирскую «Газель». В 9.10 по автотрассе Северодвинск — Онега прибыли на речку Сюзьму. Собрав плавсредства, а это плот ПСН-6 и надувная шестиместная лодка, тронулись в путь. Нам надо проплыть около 30 километров. В 17.35, это были уже сумерки, определив заветную просеку, наконец-то причалили к берегу. В 18.00 высадились на берег, заросший кустарником и высокой травой.
Поев вкуснейшего свекольника, сваренного на костре, попив настоявшегося чая из термосов, бурно обсуждали накопившиеся впечатления. В городских трущобах вряд ли мы увидим забавных белок и пестрых рябчиков, невозможно оценить, глядя в телевизор, красоту и тишину леса, журчание реки. За разговорами время летит незаметно. Первым задремал у костра Артем — сын Алексея Бовина, ученик 3Б класса Ягринской гимназии. Ребята быстро поставили палатку, нарубив под нее лапник. Приготовив спальные мешки, уложили спать юного туриста, а сами продолжили трапезу. Только в три часа ночи сон сморил путешественников. Кто-то лег отдыхать в палатке, а кто-то у костра.
К утру пошел легкий снежок... Поднялись в 7.00. Пока готовили завтрак, свободные от работы ребята нашли охотничью избу и в ней хозяина Александра Военнова, который нашел вместе с племянником самолет в 1998 году и был проводником предыдущих экспедиций. Мы пошли по лесовозным дорогам, по болотам и старым вырубкам, пересекая ручьи и звериные тропы. Маршрут такой, что, как говорится, черт ногу сломит.
Только в 15.30 мы добрались к месту катастрофы самолета. Нашли массу мелких деталей, увидели колею трелевочника, на котором все крупногабаритные фрагменты самолета утащили в никуда.
Прибили к дереву табличку «От благодарных потомков», почтили погибших минутой молчания и рванули обратно в прямом смысле слова. На часах 16.30, сумерки, а мы за 10—12 километров от палатки. А тут еще перед нами оказалась лесная разлившаяся речка, которую никак не перейти. Найдя три подходящих бревна, ребятам удалось сделать переход. В 23.30 мы добрались до лагеря. 4 ноября — снова подъем в 7.00. Погрузились в занесённые снегом плавсредства и отчалили...
7 ноября собрались на подведение итогов. Разумеется, возник вопрос о следующих походах. Что ж, мы хотели бы пригласить всех любителей природы и путешествий присоединиться к нам! Ждем вас в турклубе «Беломорец»: ул. Октябрьская, 59, 3-й подъезд, вход со двора. Мы собираемся по вторникам, четвергам, пятницам в 19 часов. Т. 50-33-36.
Станислав АФИМЬИН,
руководитель турклуба «Беломорец»

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Память о самолёте
Дата публикации: 10 декабря 2008

Автор(ы): Не определен   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 231
Рубрика статьи: Первая полоса

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia