И есть Донской монастырь…

К 90-летию со дня рождения А. Солженицына

«Есть Арбат и есть Донской монастырь», — поет о достопримечательностях Москвы Александр Розенбаум. Черт возьми, я же учился в Москве, но никогда в этом монастыре не был.


Несколько лет назад ранним июльским утром отправился туда на трамвае от Павелецкого вокзала. Но охрана не пустила на территорию монастыря, потому что был уж слишком по-летнему одет — в шортах и шлепанцах.
Нынешней осенью, возвращаясь из отпуска с юга, решил точно побывать в Донском. Неизбывно хотелось поклониться могиле похороненного там пару месяцев назад Александра Исаевича Солженицына. Когда отправлялся с вокзала, накрапывал нудный дождичек. А на метро «Шаболовка» близ монастыря хлестал уже настоящий ливень. Изрядно промокнув, тащился вдоль краснокаменной стены. Зашел в главный храм (здесь 4 декабря отслужит свою последнюю службу патриарх Алексий II). И отправился искать могилу нобелевского лауреата.
Дождь, похоже, только усилился. На кладбище не было ни единого человека, только охранники сидели в будках. Один из них указал мне место за изящной часовней. И вот я стою на месте упокоения выдающегося писателя и реформатора российской жизни. Скромный деревянный крест (конечно, позднее здесь будет воздвигнут памятник). Есть венки, но их отнюдь не море. Ежась от дождя, разбираю надпись на крайнем из них: «От Министерства по чрезвычайным ситуациям».
Монастырское кладбище очень старое. На указателях значатся фамилии известных людей XVIII и XIX веков. Ухоженной, со свежими венками выглядит разве что могила дедушки русской авиации Н.Е. Жуковского — видимо, летчики приходят поклониться своему кумиру. А еще поблизости могила перезахороненного генерала Белой армии В.О. Каппеля.
...В далеком 62-м наш сельский библиотекарь на Свиди в Каргопольском районе познакомил меня с первой опубликованной повестью Солженицына «Один день Ивана Денисовича». С тех пор она перечитана десятки раз, кажется, знаю ее наизусть. Ее и некоторые другие произведения Солженицына, например «В круге первом». А иные не идут совершенно — «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо».
Причина проста: слишком много нехорошего сказал классик о советском строе, о социализме. Его называли главным разрушителем СССР. И пожалуй, не без оснований. Но и с
Солженицыным получилось так же, как с другими антикоммунистами: метили в Компартию, в СССР, а попали в Россию. Сожалел ли Александр Исаевич на склоне лет, когда видел плоды своей борьбы: распавшееся государство, разделенный русский народ, значительная часть которого лишилась прежнего достатка и спокойного уклада жизни?
Солженицына нет. Но остались его книги, читать которые будет интересно и полезно новым и новым поколениям. Осталась его уникальная биография...
А я после Донского монастыря отправился бродить по Москве. Впереди был музей имени Пушкина, но прежде я побывал в магазине патриотической книги, что находится в доме Союза писателей на Комсомольском проспекте. Среди прочего приобрел диск с фильмом «Ленин в Октябре», который доселе никак не удавалось посмотреть.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: И есть Донской монастырь…
Дата публикации: 11 декабря 2008

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia