Фото из фонда музея
Фото из фонда музея
ГОД 55-ЛЕТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рекорд Эдельмана


Как известно, начало производственной деятельности завода № 893 (так поначалу называлась наша «Звездочка») считается 1954 год. Именно в этом году к заводским необорудованным причалам стали швартоваться на ремонт первые заказы — дизельные подлодки, надводные корабли и гражданские суда.


Обслуживал их блок производственных помещений под названием цех № 12. В том же году к нему в помощь поставили ледокол «Прончищев», переоборудованный под плавбазу подводных лодок. И, как говорится, процесс пошел.
В 1955 году предприятие, только что вступившее на «фарватер» судоремонта, отремонтировало шесть заказов. И пусть ремонт кораблей и судов был не таким объемным, как сейчас, но эта цифра для начинающей верфи внушительная. Северному флоту передали две дизельные подводные лодки С-101 и С-102, два «больших охотника» (корабли времен Великой Отечественной войны), архангельским морякам — зверобойную шхуну «Зеленец» и портовый буксир «Торжок». Шхуна «Зеленец», например, после обновления была неоднократно признана призером соревнования по добыче морского зверя. Ответственным сдатчиком всех заказов был один специалист — Зиновий Бертович Эдельман, пришедший к нам в 1954 году с Севмаша. Там он работал слесарем-монтажником, бригадиром, принимал участие в ремонте ледоколов, подводных лодок, кораблей и транспортных судов союзных конвоев. Словом, наше предприятие приобрело классного специалиста, обладающего к тому же дипломом судостроителя.
Зиновия Бертовича сразу же назначили начальником бюро технического контроля блока цехов № 12. И как только заводу предстояло сдавать первый заказ, Эдельмана и назначили ответственным сдатчиком. Первым на «Звездочке». По воспоминаниям коллег, он отличался глубокими знаниями в судоремонте, умением общаться с людьми, отстаивать интересы производства. Все это, да еще большой оптимизм и юмор помогли Эдельману в качестве ответственного сдатчика передать заказчикам с 1955 по 1958 год десять дизельных подводных лодок, восемь надводных кораблей, среди которых эсминец «Разъяренный», сторожевики «Барс», «Росомаха», «Леопард», а также пять гражданских судов. То есть в активе первого ответственного сдатчика нашей верфи Зиновия Эдельмана 23 корабля и судна гражданского назначения. Этот своего рода рекорд за минувшие более полвека так никто и не перешагнул. Ни на нашей «Звездочке», ни на других заводах отрасли. Впоследствии Зиновий Бертович трудился на разных инженерных должностях, уже в пенсионном возрасте работал в заводском музее, оставив и на этом поприще частичку своей души. За большой вклад в развитие судоремонта он удостоен нескольких государственных наград, в том числе медали «300 лет Российскому флоту».
В 2003 году Зиновий Эдельман ушел из жизни. Память об этом замечательном человеке осталась в его добрых делах и на страницах сборника очерков о заводчанах «Они ковали Победу», награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Рекорд Эдельмана
Дата публикации: 15 января 2009

Автор(ы): Анатолий Попов   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 203
Рубрика статьи: Судостроение

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia