Ольга Туманская (Архангельск). Фото В. Капустина
Ольга Туманская (Архангельск). Фото В. Капустина
ЗА КУЛИСАМИ

Классическая пятилетка


Идея проводить в зале второго этажа концерты камерной музыки пришла в первый же месяц моей работы в Доме техники (или Дом инженерно-технических работников — ДИТР) Севмаша. Но только через год, когда судьба свела меня с сотрудником Поморской филармонии В.А. Соколовой, дело сдвинулось. Получив решительную поддержку от заместителя гендиректора Севмаша М.Н. Ситкина, мы стали действовать. И 24 декабря 2003 года с огромным успехом и при полном аншлаге прошел «Вечер старинной музыки при свечах».


Сегодня, спустя пять лет с той премьеры, мне хочется рассказать о некоторых замечательных музыкантах, которым довелось у нас выступать. Они, как правило, не мелькают на ТВ, поэтому их не знают широкие массы, но многие из них настоящие, не дутые, звезды мировой музыки.
Общее впечатление: звезды, исполняющие классику, как правило, проще и контактнее эстрадных. Все они, наши и иностранцы, с пониманием и юмором относятся к скромным условиям комнаты артистов, где одновременно склад мебели, кабинет директора, нет отдельных помещений для мальчиков-девочек. Зато, говорят они, в ДИТРе феноменальная акустика зрительного зала.
Первая запомнившаяся встреча — с народной артисткой России, лауреатом Государственной премии РФ Татьяной Гринденко. Которая, как пишут в Интернете, «является исключительным явлением современной русской скрипичной школы». Итак, подъезжает автобус к Дому техники, звезда выходит. И, о ужас, мы проглядели пьяного алкаша: он на меня в драку, мы упали, стали кататься по снегу, подскочила милиция, его уволокли. Смотрю в ужасе на знаменитую скрипачку, а ей... весело. Мы с М.Н. Ситкиным водили Гринденко и ее «Академию старинной музыки» (коллектив по мастерству сравним с «Виртуозами Москвы») в музей Севмаша (где музыканты на нас обрушили град вопросов о предприятии, о городе), на крейсер «Адмирал Горшков». Гринденко очаровала нас — какая простота, интеллигентность, озабоченность будущим страны и тем, что настоящая культура у нас в загоне! А потом был роскошный концерт.
Не забуду один из лучших камерных ансамблей мира «Брамс-трио» под руководством заслуженной артистки России Наталии Рубинштейн, выдающейся пианистки с виртуозной техникой. Концерт был великолепен. Но перед ним произошёл казус. У нас тогда не было рояля. Увидев на нескольких клавишах раздолбанного пианино следы от затушенных хапчиков, Наталия не закатила истерику, а сказала:
— Мы профессионалы и обязаны сыграть на том, что имеется.
Мне же шепотом после концерта:
— Ну и дрова, я еле вытянула программу. Решайте вопрос с роялем, и мы приедем еще: зал — сказка.
Запомнилась блистательная пара пианистов — супруги Полина Осетинская и Алексей Гориболь. Она — известна с детских лет, он — солист, арт-менеджер, дружит с фигуристом Алексеем Ягудиным, сотрудничает с известным музыкальным хулиганом Сергеем Шнуровым. Решили пианисты перекусить в кафе ДИТРа и меня с собой пригласили (похвалили, кстати, нашу кухню), а там по телевизору Ксюша Собчак мелькнула. Ох, слышала бы она их мнение о себе! Самое мягкое:
— Это наш враг и враг российской культуры.
Перед концертом Гориболь вдруг решил, что рояль нужно передвинуть ближе к зрителям. А рояль у нас без колес и весит
430 кг. Мужиков — он да я.
Говорю:
— Может, не стоит великому пианисту напрягать ручки перед концертом?
А он в ответ:
— Иди в баню, сам ты великий! Хватай и потащили быстро.
Молодая скрипачка из Кореи Дженни Лим, много гастролирующая в США и других странах, выступала в ДИТРе вместе с нашим земляком, пианистом Дмитрием Тяпкиным, который в настоящее время живет в Швеции, учится в аспирантуре при Королевской консерватории и, увы, назад в Северодвинск не рвется, разве что в гости к маме. Концерт прошел так, что после завершения в зале повисла пауза секунды на три — и шквал аплодисментов. Зал встал. Потом интервью, остроумные ответы на вопросы зрителей, нагло проникших в гримерку. Дженни не уехала, пока всем, кто просил автограф, не поставила «закорючку». А вот в свой любимый бильярд сыграть в ДИТРе не успела, а я ведь ей обещал.
Руководитель Бостонского симфонического оркестра Бренда Лич в Северодвинске дирижировала Архангельским камерным оркестром Владимира Онуфриева. После концерта Бренда устроила маленькую пресс-конференцию, на которой рассказала, что в России она шестой раз, любимый композитор — Чайковский, посетовала, что Америка экспортирует не самые свои лучшие образцы культуры, будь то кино, популярная или классическая музыка. Думая, что знает о музыке все, Бренда, попав в Санкт-Петербург, поняла, как многому ей еще надо учиться. И, окончив в США докторантуру, поступила в аспирантуру при Петербургской консерватории. Я слушал и думал: не ценим мы, россияне, что имеем. Вот Бренда объездила весь мир, а ее тянет в Россию: у нас кроме музыки Чайковского столько еще шедевров, что можно ездить и ездить сюда как на музыкальный Клондайк!
Не могу не упомянуть молодого баса из Мариинского театра Михаила Петренко. Мне не довелось лично с ним беседовать, в больницу с инфарктом «загремел». Но мне рассказали, что, когда певец Петренко, гастроли которого по 20 странам мира расписаны до 2012 года, узнал, что его «позвали попеть» на родину родителей в Северодвинск, он запрыгал как ребенок, приговаривая:
— Я поеду, поеду!
За концерт не взял ни копейки. Когда я об этом узнал, подумал: не все так плохо в этом мире. Много, конечно, закладывается родителями. Это сейчас его отец Михаил Петренко-старший — известный американский художник. А многие жители нашего города его помнят как хорошего парня Мишу, у которого жизнь складывалась не больно-то счастливо. Волею судьбы он оказался в США, но это совсем другая история.
Трудно перечислить всех музыкантов, которых мы имели честь слушать в ДИТРе. Особо отмечу архангелогородцев — артистов Поморской филармонии. Без них ничего бы не состоялось.
Как видите, у нас все по-серьезному. Музыкальные вечера в Доме техники — действительно явление в жизни нашего города. Меня, правда, очень беспокоят две вещи.
Первая: отсутствие интереса к происходящему у руководителей разных рангов, в том числе в управлении культуры администрации Северодвинска. За пять лет — ни одного визита, все приглашения просто игнорируются.
Второе: упорно лезет в голову мысль, что если я захочу поменять работу (семь лет у руля Дома техники не шутка, один визит
В.В. Путина — это четыре дня стрессов с 8 до 24 часов), то эти зачатки культурной жизни в Доме техники Севмаша просто заглохнут. Уже не раз слышал:
— И охота тебе этой ерундой заниматься?
А в целом — у меня в душе есть чувство удовлетворения от сделанного. Приходите на наши концерты! Ждем!!!

Владимир ВЕДЕРНИКОВ, директор ДИТРа Севмаша

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Классическая пятилетка
Дата публикации: 20 января 2009

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Культура

 

Один комментарий в “Классическая пятилетка”

  1. Dmitry Tyapkin января 21, 2009 18:38

    Спасибо, Владимир Владимирович, за прекрасную статью, и не менее прекрасное дело, коим Вы занимаетесь в станах ДИТРа! Всегда с теплотой вспоминаю концерты, сыгранные там… А что касается новых, то - с радостью, коли позовете!
    С уважением, Дмитрю Тяпкин.

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia