Мне не стыдно!

Уходящий мэр – о городе и о себе

Совсем скоро, первого марта, закончится «беляевская» эпоха в управлении городом. Двенадцать лет Александр Беляев занимал кресло мэра Северодвинска, но увеличить этот срок еще на четыре года не захотел. На место городского главы он больше не претендует. На финишной прямой мы беседуем с мэром о прошедшей дюжине лет, достижениях, неудачах и о том, что город и самого Беляева ждет впереди.


— Александр Николаевич, перед Новым годом по городу ходили слухи о возможных кандидатах в мэры. Приходилось слышать полярные мнения. Почему все же не выдвинули свою кандидатуру на выборы?
— Когда мы примерно в середине ноября разговаривали на эту тему с губернатором, я высказал свое твердое мнение, что пойду на выборы только при поддержке с его стороны. И когда в конце года губернатор определился со своей позицией, я свое слово сдержал, считаю, с безукоризненной точностью. В игры с судьбой или обстоятельствами, которые невозможно учесть, мне вступать не хочется, решения я должен принимать и принимаю сам. Это решение — не идти на выборы — вполне осознанное, главный мотив в том, что 12 лет на посту мэра — срок достаточный, хотелось бы попробовать себя в другой области управления.
— Все ли задачи, которые перед собой ставили, идя каждый раз на выборы, удалось решить?
— Твердо убежден, что себе я все доказал в отношении своих способностей, ощущаю себя профессионалом высокого уровня. Выборы — это борьба за власть, а власть — это инструмент, который требуется для управления городом. Управлением мне заниматься интересно, я считаю, что умею делать это достаточно квалифицированно. И каждая избирательная кампания, продолжавшаяся два-три месяца,— это была всего лишь борьба за возможность заниматься любимым делом. Этот период проходил, я о нем забывал и продолжал работать. Мэр — прежде всего хозяйственник, а не политик. Политик начинает заниматься своими выборами на следующий день после избрания. А для меня выборы были лишь порогом, который я должен переступить, чтобы заниматься хозяйством, экономикой города.
— Согласны с мнением, что власть портит?
— Власть меняет. В житейском смысле — в худшую сторону. Жесткость, упрямство, стремление настоять на своем, достичь цели, уверенность в своей правоте — черты, неприятные для семейной жизни.
— И все-таки о работе... Назовите самое большое достижение и самый большой «прокол» за 12 лет работы?
— Я не могу выделить ошибки, которые могли бы трактоваться как тяжелые проколы с непоправимыми последствиями. Ошибки, безусловно, обязательно бывают у человека, который принимает решения. Вопрос в том, как быстро удается их исправлять. Естественно, я совершаю много ошибок, но не таких, которые можно назвать фатальными. Я сторонник профессионального управления. Однажды мне рассказали о том, что, если во время футбольного матча судьи на поле не видно, значит, судит профессионал высокого класса, а если видно только судью, значит, это бездарь. Подобного подхода стараюсь придерживаться и я. Если успеваешь снять лишь только назревающую проблему, мало кто это заметит. Главная задача для меня была реагировать на проблемы перед тем, как они появлялись.
А насчет успехов — все относительно. Мы гордились, например, переездом на Морском проспекте, который удалось построить в очень тяжелые годы. А сейчас более дорогой, сложный технически проект — дорога от Административного шоссе до проспекта Морского, который мы начали воплощать, эмоций уже не вызывает. Все зависит от времени. Главное достижение, я считаю, это та атмосфера максимального равновесия, которую мы смогли удержать в городе. Простому человеку не нужно знать сложности: как нам тяжело, например, привлекать средства, кредиты, наполнять инвестиционную составляющую бюджета — он просто должен жить удобно, комфортно.
— Каждый год в дороги Северодвинска «закатываются» десятки миллионов рублей. Почему же каждую весну асфальт все же сходит вместе со снегом? И почему автомобилисты не замечают ремонтов?
— Четыре года мы держим ремонт дорог в качестве приоритета. Наши максимальные возможности — выделять на эти цели до 150 миллионов рублей в год. Мы их используем. И подвижки есть. Те, кто не замечает ремонтов, должны вспомнить, что четыре года назад практически было не проехать по улице К. Маркса, два года назад — по улицам Первомайской, Ломоносова (от пр. Труда до пр. Морского), год назад — по улице Южной. Впечатление такое складывается оттого, что далеко не все дороги отремонтированы. Просто с каждым годом становятся хуже там, где не дошла очередь по графику капитального ремонта. Ненавистный горожанам ямочный ремонт — всего лишь способ поддержать эти дороги в проезжем состоянии. Надо помнить, что на дорожный ремонт мы тратим только свои деньги, финансовая помощь по этой статье не оказывается. Сравнивать, например, с Архангельском нельзя хотя бы потому, что там на эти цели область выделила в 10 раз больше средств, чем у нас. Безусловно, хотелось бы ремонтировать быстрее и у нас, но на сегодня это предельные возможности нашего бюджета.
— Вторая большая проблема Северодвинска — жилье. Огромная очередь на социальное и лишь несколько десятков семей, реально переехавших в новые квартиры. Почему так?
— Напомню, раньше жилье массово строилось за счет государства и прибыли предприятий. Муниципалитет двадцать лет назад не строил ни метра. Сегодня мы начали выделять на эти цели средства местного бюджета. И это — достижение. Конечно, объемы совершенно недостаточны, чтобы обеспечить социальным жильем всех, кто в нем нуждается. Приоритет сейчас отдается тем, кто проживает в ветхом жилом фонде. Будет больше денег — будем больше строить. А на коммерческое жилье в городе большого спроса нет, поэтому и строек меньше, чем в областном центре, к примеру.
— Чем сложнее в городе с жильем, тем больше разговоров о том, что многие его получают, проще говоря, по блату. Вспоминают истории с квартирой в доме с мансардой, с выделением жилья Светлане Клюкиной. Прокомментируйте, пожалуйста.
— Если бы было хоть малейшее нарушение с выделением любой квартиры, прокуратура давно бы уже приняла ко мне серьезные меры. Ни по одной квартире законодательство мы не нарушили, тут вопросы другие. Чтобы мне не пеняли, что, мол, вот власть опять оправдывается, ограничусь лишь этим.
— Есть мнение, что администрация Северодвинска не смогла выстроить в городе условия для сохранения высококвалифицированной рабочей силы. Грамотная молодежь покидает Северодвинск, город теряет славу интеллектуального центра Поморья. Почему так случилось и как вы видите дальнейшее развитие этой ситуации?
— Проблема и шире, и глубже, чем она видится. Молодых привлекает ритм столиц, блеск «звезд», кажется, что там ждет яркая жизнь. Те люди, для которых важно дело, а не тусовка, остаются здесь. Жить в Северодвинске, считаю, при отсутствии внешнего блеска, очень интересно.
— Как сами оцениваете период своей работы в должности мэра Северодвинска? С чем остается город?
— Самому оценивать нечестно, оценивать будут люди, и я понимаю, что оценки будут разные. Скажу только, что мне не стыдно за то, что сделал за 12 лет. Если сравнить город с живым организмом, можно говорить о его здоровье или болезни. Все, что мы создали, построили — это, так сказать, одежда. Сегодня город здоров, а количество одежды будет зависеть от количества денег. Важнее состояние здоровья, а одеть при наличии средств несложно. Главное, чтобы на смену пришел профессионал, хозяйственник, знающий дело, владеющий наукой управления.
— Каковы дальнейшие планы? Примете приглашение губернатора работать в администрации области?
— Варианты рановато обсуждать. Есть интересные предложения от губернатора, есть возможность заняться управлением не в сфере муниципальной и государственной службы, а в производственной. Сейчас я не хотел бы говорить однозначно — выберу то предложение, которое будет мне наиболее полезно и интересно.
— А Северодвинск покидать не намерены?
— Конечно, не хочу уезжать из города и области, но все будет зависеть от того, как сложится жизнь.

***
Под конец нашей встречи разговор прервал звонок Тамары
Румянцевой. Мэр отвечал:
— ...Дело в том, что, когда губернатор Михаила предложил, у нас был частный, непубличный разговор, и я сказал, что, на мой взгляд, решение его вызвано возможными переговорами и обязательствами, которые могли возникнуть у губернатора после разговора с кем-то из значительных людей. В качестве примера значительного человека я и вашу фамилию тоже привел. Но не факт, что именно вы... Это не так? Ну что ж, это было мое предположение...
Я и не потеряюсь! Куда я могу потеряться?.. Ну решение принято, Тамара Дмитриевна, я же говорил, что сам не пойду в нынешних условиях, должна быть поддержка. Губернатору я три месяца назад сказал, что могу выиграть, но если не будет поддержки, не буду избираться... Дальше жизнь покажет, как все пойдет... Я так понимаю, что кое-кто не может успокоиться в желании, чтобы городом управлял завод. Но в этом случае личность-то должна быть выставлена, которая действительно может управлять... Да, Тамара Дмитриевна, Северодвинск имеет большой запас прочности, его не испугать такими мелкими проблемами...

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Мне не стыдно!
Дата публикации: 20 января 2009

Автор(ы): Мария Романова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 951
Рубрика статьи: Политика

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia