День независимости Индии в Северодвинске. Фото В. Бербенца
День независимости Индии в Северодвинске. Фото В. Бербенца

Власть, милиция и национальные общины

Касается ли Северодвинска проблема их взаимоотношений

Эта статья написана на основе доклада, прочитанного автором — профессором Поморского государственного университета Д.А. Несанелисом на недавнем научном семинаре в Архангельске. Там выступили крупные политики, общественные деятели, ученые.


Вспоминая капитана Немо
В Лондоне на здании Sсоtland Yard установлена крупная надпись — WELLCOME! Она всем понятна и отражает в целом позитивные отношения полиции и общества в современной Британии. Есть в этих отношениях и специфически национальный компонент. После распада Британской империи в Англию, особенно в Лондон, стали приезжать многие жители Индии, среди которых особенно выделялись сикхи.
Наверное, нам сикхи памятны прежде всего по прекрасному роману Жюля Верна «Десять тысяч лье под водой» и фильму «Капитан Немо». Многие выходцы из Индии, живущие на берегах туманного Альбиона, не знают английского и учить его решительно не собираются. Общины, говорящие на хинди, урду, дравидийском и других языках Индии, часто живут компактно и даже замкнуто, соблюдая обычаи и традиции своих народов. При этом такие группы часто с недоверием относятся к белым полицейским — англосаксам — и не вступают с ними в сотрудничество.

Экзамен по этнографии в полицейском участке
Хотя бывают яркие случаи, когда намерение к такому сотрудничеству имеется, но ему мешает несовпадение этнических норм поведения. Иногда это приводит к забавным результатам.
Вот конкретный пример. Когда вьетнамский юноша беседует со старшим и уважаемым человеком, то он, как правило, делает шаг назад, склоняет голову и смотрит в землю. Пожилой вьетнамец воспринимает это адекватно — как знак внимания и почтения. Но совсем по-другому это первоначально воспринимали лондонские полицейские. Они думали, что вьетнамские ребята, не желающие смотреть в глаза, что-то скрывают, пытаются уйти от ответов на вопросы.
Но вернемся к индусам и сикхам. В сегодняшнем Лондоне вполне можно увидеть такую экзотическую картинку: полисмен в традиционной форме и с чалмой на голове. Это английский полицейский индийского происхождения. Приглашение в Sсоtland Yard таких сотрудников обусловлено тем, что к землякам (в широком смысле слова), как показывает практика, уровень доверия в национальных общинах достаточно высок.
Отнюдь не случайно поэтому и то, что все лондон-ские полицейские в обязательном порядке сдают экзамен по этнографии города, без чего они не получают сертификат. То же самое наблюдается в американ-ском Лос-Анджелесе (кстати, название этого города — своего рода аналог нашему Архангельску).

Несостоявшийся «плавильный котёл»
Еще в 70—80-е годы в США была популярна теория «плавильного котла», по которой происходит определенная культурная унификация народов. На основании английского языка, англосаксонских норм поведения и протестантского вероисповедания.
Но уже лет 15 назад американские ученые, а затем и власти стали понимать, что «плавильный котел» в действительности «переплавляет» не более 10 процентов жителей. Большинство сохраняет национальные, в том числе языковые, традиции либо активно возвра-щается к своим национальным и религиозным корням. И это, наверное, вполне естественно, ведь любому нормальному человеку хочется быть и чувствовать себя членом семьи, небольшого спортивного клуба, религиозной общины и т.д. Выясняется, что довольно сильным в крупных городах является также желание быть со своей национальной общиной, чтобы вместе говорить на родном языке, играть в знакомые с детства игры, питаться любимыми блюдами.
Это могут быть и телятина с кровью, и далма, и драники, и фаршированная щука, и борщ с пампушками — в зависимости от национальной кухни. Не случайно поэтому важными центрами национально-культурной жизни в крупных и средних городах становятся этниче-ские рестораны. Самый яркий пример в Архангельске — ресторан «Армения», а в Северодвинске — кафе «Апшерон».
Возвращаясь к Лос-Анджелесу, упомяну, что этот город и особенно знаменитый университет Беркли представляют собой удивительную по насыщенности национальную мозаику. Там есть крупные и хорошо организованные общины китайцев, японцев, вьетнамцев, русских, евреев, армян, хмонг (выходцы из Юго-Восточной Азии) и так далее. При этом четко фиксируется, что несколько общин образуют сообщество, внутри которого происходит довольно интенсивное экономическое, социальное, культурное, дружеское и иное общение.

Начальник полиции и президент: почувствуйте разницу!
Между союзами таких общин бывает сотрудничество, лояльность или соперничество. Именно поэтому в полиции Лос-Анджелеса успешно работают представители этнических общин, соприкасающихся при необходимости с определенной этнической группой горожан. Любопытно при этом, что общество высоко оценивает степень сложности работы полицейских в многоэтничном городе. А это важно, потому что в США работа полиции оценивается не степенью раскрываемости преступлений, а опросами общественного мнения. Если люди считают, что полиция охраняет их нормально, то это выступает главным критерием. Так вот, зарплата руководителя полиции в Лос-Анджелесе выше зарплаты президента Соединенных Штатов.
Разумеется, разница между, например, англичанами и сикхами в Лондоне или евреями и хмонг в Лос-Анджелесе значительно выше, чем различия между русскими и таджиками в Архангельске. Тем не менее такие отличия есть, и они довольно существенны. Более того, часто небольшие этнические общины бывают очень сплоченными. Это, конечно, дает возможности как властям, так и правоохранительным органам достаточно эффективно взаимодействовать с такими общинами. В том числе и в профилактическом плане. Думаю, эти возможности сегодня еще недооценены нашей областной милицией.

Чаепитие у владыки Тихона
В другой аудитории мне уже приходилось приводить довольно яркий пример.
8 мая 2005 года его преосвященство епископ Архангельский и Холмогорский Тихон пригласил к себе в епархиальное управление на чашку чая руководителей национально-культурных объединений. Состоялся очень полезный, теплый и дружеский разговор. Атмо-сфера была самая доброжелательная.
А через несколько дней едва не вспыхнула драка между двумя торговцами на центральном рынке — азербайджанцем и армянином. Причем конфликт мог возникнуть вовсе не на почве национальной неприязни. Ребята просто не поделили торговое место.
Драки, однако, удалось избежать именно на основании национальной мотивации. Третий работник рынка сказал своим знакомым: «Вы что, с ума сошли, ведь Мамикон Гекчян (армян-ский лидер) и Джамил Алиев (председатель азербайджанской диаспоры) вместе пьют чай у нашего епископа, а вы собрались драться!» Так вот, драки не произошло. Количество подобных примеров можно легко увеличить.

За опытом — в провинцию
Говоря об английском и американском опыте, я во-все не призываю к тому, чтобы его копировать. Но изучить и использовать разумные наработки вполне возможно. И кое-где такая работа уже ведется. Например, в Татарстане и Краснодарском крае, где для милиционеров изданы специальные книжечки, рассказывающие об особенностях поведения, культуре, обычаях населяющих регион народов. Много делает для расширения такой деятельности замечательная общественная организация «Центр межнационального сотрудничества» под руководством Ашота Айрапетяна в Москве.
В ряде российских регионов подготовлены и подписаны соглашения о сотрудничестве между управлениями внутренних дел и советами национальных общин. Такое соглашение тщательно подготовлено и успешно действует, например, в Карелии. Есть такие документы и в некоторых других регионах. Инициаторами соглашений выступили правоохранительные органы.

Совет национальностей области
Есть определенные положительные сдвиги и в нашем регионе. Замечу кстати, что в Архангельской области совет национальностей возник одним из первых в России. Хочется вспомнить, что у его идейных и организационных истоков стояли епископ Тихон, В.А. Гауптман и выдающийся наш историк профессор В.Н. Булатов, чей земной путь завершился в июле 2007 года.
В середине сентября состоялась чрезвычайно важная и очень плодотворная встреча губернатора Архангельской области И.Ф. Михальчука и совета национальностей. Губернатор сформулировал по итогам встречи пять поручений. Два из них выполнены, над остальными идет довольно энергичная работа. В упомянутой встрече принимали также участие представители региональных УВД и ФСБ. Вопросов и уточнений с их стороны пока не последовало. Это несколько удивляет.

Интернационалисты Севмаша
Есть и другие положительные примеры. На Севмаше сегодня работает большая группа индийских инженеров и специалистов. По заказу индийской стороны, как известно, модернизируется тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». Его новое название — «Викрамадитья», в переводе с хинди — «Всемогущий».
Подчеркнем, что генеральный директор Н.Я. Калистратов и его заместитель по военно-техническому сотрудничеству С.И. Новоселов уделяют большое внимание не только выполнению контракта, но и созданию для индийских партнеров комфортных условий, помогающих поддерживать национальные культурные традиции. Один из последних примеров — прекрасно организованное празднование в Северодвинске Дня независимости Индии с участием коммодора Мадусуданана и его подопечных.
С другой стороны, индийских специалистов и инженеров успешно знакомят с историей и культурой нашей страны. Упомяну об одном эпизоде. В сентябре две группы индусов посетили наш знаменитый Антониево-Сийский монастырь, где для них были организованы прекрасные экскурсии и обед, в который, конечно, не входила говядина. Настоятель монастыря архимандрит Трифон и братия тепло встретили индийских гостей. И это не случайно, ведь у монастыря и северодвин-ских заводов существуют давние и очень добрые отношения.

Дмитрий НЕСАНЕЛИС, профессор Поморского университета

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Власть, милиция и национальные общины
Дата публикации: 20 января 2009

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia