ДЕЖУРНЫЙ КРИТИК

Мобильная болезнь


Идёт концерт. Вдруг к нежной мелодии романса подмешивается чуждый звук: у кого-то из слушателей в кармане ожил мобильник. Хозяин телефона не реагирует — призадумался о вечном, не иначе. Спохватившись, он наконец сбрасывает вызов.


До боли знакомая ситуация. В некоторых залах Москвы устанавливают глушилки, подавляющие мобильную связь. У нас такого нет. И хотя перед началом представления обычно просят уважаемых слушателей выключить звуковые сигналы телефонов, ни один концерт не проходит без чириканья мобильников в самый неподходящий момент.
На моей памяти лишь один артист резко выразил неудовольствие по «мобильному» поводу — Александр Малинин, выступавший в Северодвинске года четыре назад. Услышав, что в зале надрывается чей-то телефон, певец тут же прервал выступление:
— Господа, как вам не стыдно? Артист тут как зайчик корячится, работает живьём. А вам, значит, лень выключить телефон?! Прошу вас сейчас же это сделать. Кто не знает (с сарказмом) — на мобильнике кнопочка есть, красненькая такая... Если я ещё раз услышу звонок телефона, просто уйду со сцены, и концерт на этом закончится.
Мобильники, конечно, тут же были выключены. А до концерта выключить телефон, установить беззвуковой режим или виброзвонок слабо?
Всё острее мобильная проблема в школах. Рассказывает учитель начальных классов Татьяна:
— Сегодня мобильник есть у каждого второго первоклассника. Дети к ним просто привязаны. Это стихийное бедствие: они звонят родителям по поводу и без повода — толкнули в дверях, потерялась резинка... Девочка на перемене прищемила пальчик. Вместо того чтобы обратиться к учителю, она звонит папе-офицеру, папа в ужасе бросает службу и приезжает в школу. Зачем?! Одной моей знакомой уже неудобно перед коллегами: дочка настолько привыкла быть с мамой на связи, что звонит ей на работу каждые десять минут. Особый вопрос — мобильники на уроке. В младших классах это ещё управляемо, скажешь: «Выключите (или уберите) мобильники» — и дети слушаются. В старших классах не от каждого ученика можно чего-то добиться. Ребята отвечают на звонки во время урока, играют, сидят в «аське», выходят в интернет... Подчас мобильник становится средством «доставания» учителя, и это беда! Один десятиклассник по телефону заказал прямо на урок пиццу и съел её на пару с соседом по парте. Да, в наш век без мобильника никуда, но от этого не должен страдать учебный процесс. Родителям следует научить ребёнка, во-первых, отключать телефон во время урока; во-вторых, решать мелкие житейские задачи самостоятельно, не дёргать родителей по пустякам,
Девятиклассница Полина считает:
— Мобильник в школе нужен. Я часто использую его как калькулятор; во время уроков включаю виброзвонок, перезваниваю на перемене. Некоторые просят разрешения выйти из класса, чтобы ответить на звонок, и учителя разрешают. Хотя у нас в школе учитель имеет право забрать мобильник, если он во время урока лежит на парте, и отдать директору, а директор будет разбираться с родителями. Но кому учёба нужна, тот успевает и учиться, и в «аське» посидеть.
Мама Полины категорически против запрета мобильников в школе:
— Телефон — это веяние времени, и он не раз выручал нас. Однажды, например, я забыла дома ключ, и пришлось вызывать дочку с урока. Если ученик бездельник, он и без мобильника найдёт, как ему побездельничать. Решение проблемы в том, чтобы научить при пользовании телефоном соблюдать определённые правила. Не говоря уже о том, что медики против частых длинных разговоров по мобильнику и не рекомендуют держать его в кармане, нужно развивать культуру обращения с телефоном в общественных местах. Вспомните автобус: вам приятно, когда рядом кто-то из пассажиров обсуждает по телефону свои личные проблемы?
Любое изобретение несёт плюсы и минусы: спичка может спасти человека, а может и погубить, вызвать пожар. Мобильная связь нужна людям, удобна, в трудных ситуациях приходит на выручку, но у неё есть обратная сторона. Кто должен учить детей культуре обращения с мобильником? Учителям приходится это делать, и если у педагога есть авторитет, он создаст в классе рабочую атмосферу.
Но главные воспитатели для ребёнка — родители. А научит ли «мобильной» культуре мама, которая, приходя за малышом в детский сад, не общается с детьми и воспитателем, не спрашивает, как прошёл день, всё ли в порядке, — ей не до этого, она зависла в «аське».

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Мобильная болезнь
Дата публикации: 11 марта 2009

Автор(ы): Галина Чарупа   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 786
Рубрика статьи: Культура

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia