Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Витамины против стресса

Какой след оставили выборные технологии на настроении общества

Выборы прошли, избранники занимают свои места согласно мандатам и готовятся к работе, надо полагать, на благо города. Зализывают психологические травмы пострадавшие в дни выборного марафона. И можно с холодной головой проанализировать, что же произошло в феврале и
1 марта со всеми нами. Попросим в арбитры директора независимого исследовательского центра «СОЦИУМ», кандидата философских наук, доцента Севмашвтуза, члена Российской ассоциации политической науки Елену ОРЛОВУ.


— Как бы вы определили температуру общественного настроения после выборов, Елена Викторовна?
— Я не люблю средние цифры, хотя и занимаюсь исследовательской работой, а она очень часто в своих выводах основывается именно на усредненных показателях. Они мне напоминают среднюю температуру по больнице. СМИ разного уровня, официальная и неофициальная информация дают подчас противоположные оценки прошедшим выборам. Нет расхождения только в одном — они состоялись. Вторая позиция — результаты выборов во многом были предсказуемы.
Устойчивую победу одержал М.А. Гмырин — 64% избирателей поддержали его кандидатуру со значительным отрывом от второго места — около 22%. Каждый из показателей необходимо анализировать в контексте с другими, например с показателем электоральной активности. Тогда мы не только увидим, что явка нетипично низка для Северо-двинска, но и то, что 64% выглядят не так триумфально. Наш город всегда отличался высокой политической активностью. Именно выборы мэра вызывали наибольший интерес у горожан. Так что 64% от 37% пришедших к урнам представляются уже иным рубежом. В связи с этим более интересным выглядит вопрос, не как проголосовали, а почему, по какой причине сделали этот выбор. Причины поддержки лидера очевидны. Альтернативы ему не было. Это во-первых. Во-вторых, люди готовы были проавансировать доверие М.А. Гмырину. «По крайней мере, он наш» — говорили северодвинцы. Человек в городе известный. Так или иначе знаком с проблемами города. Как он оправдает это доверие, станет ясно в дальнейшем. Но изначальная точка отсчета такова.
— Таков результат, а процесс?
— По данным исследований в октябре (данные независимого исследования центра «СОЦИУМ», 10—20 октября 2008 года, выборка 600 респондентов, квотная по полу и возрасту, погрешность 3,4%), северодвинцы были настроены на выборы весьма оптимистично. Порядка 70% горожан рассчитывали, что выборы пройдут референтно, власть будет избрана демократичным путем. А 64% планировали принять в них участие. Люди рассчитывали на разнообразие кандидатур. И поначалу эти ожидания оправдались. Среди кандидатов в мэры и в депутаты горсовета были представители корабелов, бюджетников, администрации города, предприниматели, журналисты. Люди оценили то, что им предлагают реальный выбор. Но как только кандидатов принялись снимать с выборного марафона, интерес стал стремительно угасать. Например, в одной из послед-них передач «Точка зрения» на ТВС, в которой участвовал и А.Н. Беляев, интерактивный опрос показал, что порядка 50% избирателей не доверяют выборам. Конечно, это голосование нельзя назвать репрезентативным, но сигнал был тревожный. Именно о таких результатах говорили и мы, указывали не только на снижение потенциальной явки, но и называли причины его. Стало очевидно, что до 50% явка не дойдет. Предвидели мы и большой процент протестного голосования.
— Такой графы в бюллетене нет...
— Но количество испорченных бюллетеней приближается к 14%. Вспомним, что на предыдущих выборах в мэры города Северодвинска, в декабре 2004 года, количество таких бюллетеней было 1,9%. Традиционно на выборах подобного уровня эта цифра не превышает 4%. Есть о чем подумать. О чем говорят эти 14%? О том, что человек не находит кандидата, за которого готов проголосовать. Подобным избирателям оставили такой выбор — либо совсем не идти голосовать, либо испортить бюллетень, либо проголосовать за А.В. Михайлова. Если прикинуть число поддержавших Михайлова, добавить число испорченных бюллетеней, то общая цифра получается весьма тревожной, и 64% избранного мэра выглядят еще менее позитивно. Заметьте, я не говорю о негативной реакции конкретно на кандидатуру М.А. Гмырина, все значительно сложнее.
— Я понимаю. Выборы проходили нетипично для Северодвинска.
— Да, были использованы такие радикальные меры, к которым город не привык. Настроение избирателей изменилось. И это закономерная реакция. Вспомним, что в течение примерно десяти дней (особенно когда не работало ТВС) город находился в ситуации политического, информационного и экономического кризиса. Этот клубок нервов должен был разрядиться. Думаю, что М.А. Гмырин попал в нелегкую ситуацию. Ему авансировали доверие и теперь от него ждут решительных мер по локализации, по устранению, по нивелированию произошедшего. Причем мер действенных и оперативных, направленных на решение прежде всего экономических проблем. Тогда авансирование доверия сможет стать реальным.
Я вспоминаю слова Валентины Матвиенко, которая, посетив в 1998 году
Архангельскую область, заметила, что ни область, ни тем более Северодвинск никогда не голосовали так, как вся Россия. И действительно, и область, и Северодвинск, как правило, занимают особую позицию. На этот раз Архангелогородчина продемонстрировала наиболее высокий рейтинг партии «Справедливая Россия» по сравнению со всей страной. Порядка 18%.
— Не знаю, по чьей воле разворачивался жесткий сценарий — «Единой России» ли, политтехнологов, некой третьей силы, но было заметно, что этот некто ведет себя как слон в посудной лавке. Задерживался выход газет оппозиционных партий, изымались тиражи... Не хватало только репрессий. Как все это сказалось на общественном настроении?
— Давайте посмотрим. «Единая Россия» по стране получила поддержку порядка 66%, при том что один Татарстан дал около 80%, — скачок средней цифры. В Архангельской области рейтинг чуть превысил половину. Не мал разброс по региону. Самый высокий уровень поддержки в Мирном — 69,82%, а вот в Ненецком автономном округе уровень поддержки составляет 44,93%. В Северодвинске он порядка 49%.
— И это при том, что Мирный и Северодвинск — города государевы, зависят от госзаказа.
— Я думаю, что и у нас процент поддержки партии «Единая Россия» при ином сценарии мог быть выше. Технологии стрессового, реактивного характера можно было сделать безболезненнее. Экстренные внутривенные вливания необходимо было бы заменить на длительную витаминную терапию. Конечно, парламент-ское большинство есть, партия представлена очень сильно, хотя на фоне всей России Северодвинск вы-глядит осмысленно сдержанно. Такие же данные по рейтингу КПРФ, она у нас располагает устойчивым электоратом — 23,8% (по области — порядка 17%). Это устойчивое мнение, осмысленный выбор, а не эмоциональный протест.
— Некоторые СМИ — «КоммерсантЪ», «Аргументы и факты» утверждают, что выборы в регионах прошли неуспешно. В связи с этим прошли некоторые кадровые перестановки...
— Я бы не назвала выборы провальными. Ситуация в регионах тем хороша, что голосуют в них так, как думают. И не за партию, а за конкретных ее представителей.
— Вы уверены, что это так? Как же оценить влияние политтехнологий?
— Средства продвижения кандидатов разнообразны. Пиар черный, белый, серый — порядка 25 видов. На нашем городе пробовались все. Что-то срабатывало, что-то нет. На этот раз, заметьте, используемые технологии носили юридически документальный характер. Заранее была заготовлена продуманная, действенная технология, вступившая в действие не за пять дней до голосования, а в самом начале. С точки зрения профессиональной — все сделано четко, без возврата назад. Ситуацию не удалось отыграть. Но я не могу говорить, что результат принес позитивный эффект, потому что рабочие технологии изранили психологический климат города. Люди всё поняли, но они голосовали за свой город.
— Поговорим о выборах депутатов. Ходили слухи о подкупе избирателей, о некой карусели, которую «не заметили» ни правоохранительные органы, ни избирком. И в чем секрет успеха депутатов движения «Возрождение Севера»? Они прошли в горсовет командой.
— Я бы не сказала, что «Возрождение Севера» прошло легко и блестяще. Лидирующие позиции кандидатов получили поддержку на уровне 33—37%, у И. Березина — 42%. Далее идут кандидаты, набравшие менее 30%. Это трудные победы. Дело в том, что 33—35% свидетельствуют об устойчивом избирательном рейтинге депутатов. Им требовалось только подкрепление деятельностью, что и было сделано в предвыборную агитацию. Это можно назвать рабочим подтверждением легитимности. Блестяще прошли кандидаты А. Гришин, А. Дятлов. Успех команды Дятлова закономерен. Там был развернут такой мощный блок работы, вложено столько эмоциональных, энергетических и материальных затрат, что иным результат и не мог быть. Хотя не всегда дело в материальных затратах. К примеру, у Гришина и Дятлова уровень затрат разный, а процент проголосовавших примерно одинаков. Конечно, нужно работать в округах. Гришин всегда попадает в пятерку наиболее узнаваемых депутатов городского Совета, причем речь идет о той « золотой пятерке», которую знают жители всего города. Важно, что всегда за его фамилией идут комментарии избирателей, которые отображают, что именно он сделал. В пятерке Т. Макурова, Н. Андриевская, хорошо известна Р. Карташова.
Что касается использования грязных технологий, они были и будут всегда, настолько, насколько будут желающие их предлагать и в них участвовать. В нынешней ситуации все было обнажено. В защиту избирательских масс можно сказать, что победили не те, кто использовал способы подкупа избирателей. И это заслуга наших горожан. Политическая невинность нашего электората давно потеряна и восстановлению не подлежит. Поэтому как бы плохо нам ни жилось, за шоколадку не готова проголосовать большая часть избирателей. Люди у нас думающие. Полагаю, что на топорной работе у нас никто не наберет
80—85%.

Интервью взяла Раиса ЕВГЛЕВСКАЯ

Сократить расходы на чиновников
Некоторые предложения для новой власти
Вот и прошли выборы, инаугурация нового мэра, не за горами выборы председателя городского Совета. Нам, избирателям, небезразлично, как долго будет раскачиваться новая власть.
Да, массовый исход специалистов, возглавлявших ряд подразделений мэрии, несколько нарушит ритм работы администрации, но он был ожидаем. И на мой взгляд, необходимо воспользоваться этой ситуацией, сократить не в меру раздутый административный аппарат. Вспомните, ведь демократы в России пришли к власти на волне критики прежнего партийного и советского руководства за чрезмерно якобы раздутые штаты управления, в том числе и на местах. А что получилось у них самих?
Хочу привести небольшой пример. В 80-е годы главный редактор газеты «Северный рабочий» избирался членом горкома партии и депутатом городского Совета, и СМИ всегда были на пике городских событий и решений. В наше же время стало модно во всех мало-мальски уважающих себя учреждениях или на предприятиях иметь представителей по связям с общественностью и СМИ. Вот и оставьте в мэрии одного толкового специалиста, сократив разросшийся уже до целого отдела штат.
И так надо пройтись по всем подразделениям, исключить ситуацию, когда на подпись одного чиновника нужно собрать еще ряд подписей. Пора отвечать за свою работу, а не порождать безответственность. Предлагаю оставить в городском Совете двух депутатов, работающих на освобожденной основе, сократить или убрать многотысячные премии, выплачиваемые непонятно за что. Ведь горожане не стали жить лучше. А чтобы для чиновников и освобожденных депутатов был стимул работать лучше, установить им оклады, адекватные среднему заработку по городу. Тогда, может быть, и причины найдутся для выплаты различного рода премий.
Я призываю новую городскую власть прислушаться к призыву президента страны и сделать решительные шаги в этом направлении. Тогда и мы, избиратели, будем относиться к вам с большим доверием. Необходимо помнить, что Россия провозглашена как социальное государство, а не как государство чиновников.
Другой немаловажный вопрос — это жилищное строительство. Объемы его по сравнению с советским периодом в нашем городе сократились в разы. Стройиндустрию разрушили. Хотя очень радуют современные технологии, используемые при новом строительстве и ремонте зданий старой постройки. Вместе с тем социального жилья не хватает. И большой резерв получения его местная власть не использует. В жилых домах на первых этажах как грибы после дождя появляются различные офисы и магазины. А ведь изначально дома не были предусмотрены для использования под эти цели. Не пора ли местному самоуправлению и администрации употребить власть? Если необходимо, разработать и принять нормативные акты, запрещающие продажу и покупку жилых помещений под офисы, магазины и т.д., а выкупать квартиры под социальное жилье, как это начали делать в ряде регионов страны.
Эти предложения волнуют не только меня, но и многих ветеранов, людей старшего поколения, с кем приходится общаться. Поэтому я прошу мэрию и городской Совет ответить на поставленные вопросы в газете «Северный рабочий» через 100 дней, как сейчас принято подводить первые итоги своей работы.

Владимир ТОМАШ (ул. Орджоникидзе, 18)

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Витамины против стресса
Дата публикации: 25 марта 2009

Автор(ы): Раиса Евглевская
Кол-во статей у автора - 29
Рубрика статьи: Политика

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia