РЕЗОНАНС

Своевременный ли акцент?


Публикация «Сажать ли огород?» («СР» от 11 марта) обнадеживает тем, что наконец-то увидела свет информация о наличии тяжелых металлов в почвах под Северодвинском. Для меня, жителя города с 1947 года, это не является сенсацией. Приходится сожалеть, что опубликованный газетой материал не носит исчерпывающего характера, а проблема акцентируется накануне весенних работ в СОТ на Онежском тракте.


Сразу возникает несколько вопросов. А Третья речка, по берегам которой идет массовый сбор ягод и грибов, является чистой зоной? А сам город? Его зеленая зона, откуда ведрами вывозится на дачные участки зола от сжигания опавших листьев?
Вопрос не в том, что город и окружающие болота не только до Онежского тракта вызывают сомнения, а насколько это опасно и как избежать дальнейшего загрязнения? Думается, всплеск онкологических заболеваний не случаен.
О неблагополучии говорят следующие факты.
1. В пятидесятых годах на болоте за Севдормашем по обе стороны железной дороги росли в изобилии клюква и морошка. Сего-дня они практически исчезли. Почему?
2. В районе остановок Рикасиха и пл. 34-й км ягоды черники претерпели изменения, как и листья черники, брусники и деревьев. Ссылка на загрязнения в районе Онежского тракта от автомашин не выдерживает критики, иначе при изобилии машин во дворах город вообще не пригоден для жилья. Как же быть с наукоградом и городом трудовой славы, если он умирает?
На мой взгляд, основным и главным загрязнителем является ТЭЦ-1. Проектировщики города крайне неудачно выбрали для нее место. Старожилы помнят, какого цвета был снег, когда дым из четырех труб застилал город зимой. Увеличением высоты трубы до 100 метров в какой-го мере защитили город, но это негативно сказалось на ближайших болотах. Увеличение высоты трубы до 200 метров привело к вы-бросу из нее в пасмурные дни при низкой облачности в облака, из которых осадки снова выпадают на город и далее не только до Онежского тракта. Непредсказуемость кроется и в том, что земля в горшочках для выращивания рассады и растений, используемых в лечебных целях (столетник, золотой ус, каланхоэ и др.), принесена с дачных участков. Энергоучасток не добавляет здоровья жителям ближайших домов.
Что же делать и с чего начать?
1. Не паниковать. Почему эта информация о неблагополучном положении вброшена в газету спустя 15 лет после проведения исследований, в разгар экономического кризиса? Посеять панику, сорвать весенние работы, ухудшить и без того трудное положение горожан? Может быть, многочисленной городской армии экологов переключить свою энергию с защиты тополей на защиту людей? Это же сделать и общественным организациям, для чего рекомендую им отключиться от поиска все новых грантов и званий.
2. Форсировать строительство газопровода и однозначно, без базара, перевести ТЭЦ-1 на газ. Или использовать ее только как котельную для отопления и горячего водоснабжения, снизив тем самым количество выбросов.
3. Ученым будущего наукограда разработать более эффективные фильтры и установить их.
4. Представителям Архангельского научного центра РАН, которые делятся информацией в статье «СР», дать конкретные рекомендации по нейтрализации загрязнений, включая выращивание травки. Известно без диссертации, что растения в той или иной степени содержат то, что находится в почве, на которой они растут.
5. Решить однозначно вопрос о сокращении количества тополей, и опавшую листву убирать немедленно, не оставляя ее до весны.
6. Опубликовать читаемую карту загрязнений по Северодвинску и окружающей его территории, а не только выпячивать Онежский тракт. Сказали «а» — скажите «б».
Что касается природных аномалий, то стрелка компаса «забывает», где находится север, в одном из мест — в районе 34-го километра.

Анатолий КОЛМАКОВ (пр. Ленина, 17)

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Своевременный ли акцент?
Дата публикации: 27 марта 2009

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia