- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

А.Л. Деревлев у обелиска погибшим. Фото автора
А.Л. Деревлев у обелиска погибшим. Фото автора

Целительница Сюзьма

Премьера рубрики Владимира Бербенца «С фотокамерой по округе»

Автор Владимир Бербенец дата: 2 апреля 2009 @ 11:05 в Первая полоса | Комментарии отключены

Это и любимая всеми Ненокса, и тихо умирающие под боком Солза, Водогон. Что делать с этим наследием? Как оно живет сегодня? Тревога за них и вечное беспокойство журналиста позвали в дорогу. Начал с Сюзьмы. Пока позволяет зимник, ведь летом туда не добраться.
Погода в этот день меня как фотохудожника не порадовала. Утро было хмурое, к тому же шел липкий снег. Хотя буквально накануне сияло яркое солнышко, вы-свечивая все краски искрившегося мартовского голубоватого снега. А так хотелось увидеть и сфотографировать красоты северной деревни. Но откладывать поездку в деревню Сюзьму, куда я и собрался в командировку, было поздно. Буквально на днях я договорился с начальником Ненокского территориального отдела администрации Северодвинска А.Е. Мусниковым о том, что мне помогут добраться до заветной деревни на снегоходе. Расстояние от Неноксы до Сюзьмы около 15 километров.
В Неноксе меня радушно встретили супруги Александр и Анна Антипины. Они уже упаковывали свой груз на мотосани для переброски в Сюзьму. Нашлось местечко и для меня. Проворно работая, Александр Михайлович за несколько минут выдал о себе столько информации, что ее хватило бы для целой его биографии. Я узнал, что мой новый знакомый родился в Верхней Тойме, учился в АЛТИ, кстати с нашим бывшим мэром А.Н. Беляевым, работал в Северодвинске и уже год как вышел на пенсию. Его жена Анна Ивановна — красавица, умница — родом из Сюзьмы. По этой причине он влюбился не только в будущую супругу, но и в саму деревню. Я узнал, каким был добрым тесть, чем занимались дед и даже прадед до революции...
Усевшись на чудо-технику, мы тронулись в путь. Мне как горожанину раньше было непонятно, зачем человеку нужны снегоходы, разные «каракаты». Но в экстремальных дорожных условиях без них и впрямь не обойтись. До Сюзьмы добираются кто как может. Кстати, здесь когда-то проходил Онежский тракт, вымощенный через многочисленные болота бревнами и поддерживаемый смотрителями в исправном состоянии. Говорят, что до революции сам губернатор несколько раз в месяц курсировал в повозке из Архангельска до Онеги, осматривая свои владения. Путешествовал по этой дороге писатель С. В. Максимов, написавший знаменитую книгу «Год на Севере». Максимову довелось созерцать много интересного, в том числе и отдыхающих в морских купальнях Сюзьмы. Но времена менялись. После войны загубили тракт военные со своей бронированной техникой. Проводились какие-то маневры в тех местах, и дорогу, не рассчитанную на тяжелый груз, утрамбовали в болото. Вот и стоит теперь Сюзьма одна-одинешенька у самого берега Белого моря, отрезанная от цивилизации.
Хотя кое-какая связь с внешним миром все же существует. В бытность президентом России В.В. Путина установили в Сюзьме, как и во множестве других оторванных от цивилизации деревень, таксофон, и теперь при необходимости каждый имеет возможность позвонить, пользуясь специальной карточкой. Но только при сильном ветре. Потому как в Сюзьме нет электричества. Чтобы его добыть, поставили на горке у разрушенной церкви ветряк. Он-то и вырабатывает энергию для таксофона. Представляете? Двадцать первый век, а электричества нет!
Мой собеседник — коренной житель Сюзьмы А.Л. Деревлев. Его родители жизнь прожили без электричества, зимой сжигали по 200 литров керосина. Но по советским ценам это было доступно. Сейчас же вся пенсия уйдет только на керосин, ведь за литр надо 30 рубликов отдать, а то и поболе. И до-ставка по бездорожью в копеечку обойдется.
Но не только это пугает стариков. Зимовка на малой родине — дело непростое. Ведь даже медпункта нет в деревне. Нет продуктового магазина, а на себе много не привезешь. А ведь были здесь и сельмаг, и медпункт, и почта. Была начальная школа. Но после укрупнения колхозов многое исчезло, а то, что осталось, сейчас стремительно ветшает.
— Вон церковь, разрушенная временем, уродливо «красуется» на горке. А ведь еще наши предки там венчались... Нет, не восстановить теперь церковь, — сетует Анатолий Лукич.
На церковь-горе (так называют жители это место) сохранился и памятник погибшим в Великую Отечественную. Более тридцати сюземцев полегло на фронтах. Металлический обелиск неухоженный, от времени поржавевший. Денег на поддержание его в порядке не выделяется...
Анатолий Лукич, конечно, понимает: на деньги из местного бюджета все дыры не залатать. Тут нужна целенаправленная федеральная финансовая поддержка деревни. Только на то, чтобы протянуть электролинию из Неноксы, несколько миллионов потребуется.
Планов у Лукича множество. В начале года решил построить часовенку на месте старого кладбища у самого моря. Возвести ее из подручных материалов, в основном из бревен, что выбрасывает море. Уже несколько венцов сложил, хотя раньше плотничьим мастерством не занимался. Говорит, какая-то внутренняя сила подталкивает. Пускай всяк приходящий сюда поставит свечку за упокой души усопших — покорителей сурового северного края. Рассчитывает найти благословение у священника. А летом, может, и помощники-строители среди отдыхающих найдутся.
Несколько раз А.Л. Деревлев подымал вопрос о наведении порядка с нумерацией домов и названиями улиц. А почему бы не назвать центральную улицу именем нашей землячки Ксении Петровны Гемп. Она еще девочкой несколько раз приезжала сюда на отдых с отцом, прославленным строителем портов Беломорья Петром Герардовичем Минейко. (Сохранился дом, где они останавливались. Раньше он был двухэтажный, но после революции второй этаж снесли. Не положено было, считался такой дом кулацким. Кто знает, может, уже тогда у девочки зарождались строки книги «Сказ о Беломорье», где она с такой теплотой отозвалась о Сюзьме.) А две другие улицы назвать Побережной и Солеварной. Не правда ли, здорово?
Наступает весна, время перемен и ожиданий. Возвращаются из душных городов в родовые гнезда бывшие жители деревни. Вон баба Маша со своим нехитрым скарбом из Архангельска приехала, торопится к печке: дом согреть надо да вкусненький обед приготовить. Дед Владимир из Северодвинска в своих фирменных шапке, фуфайке и теплых валенках прогуливается по центральной улице. Староста В. Г. Черных со своей город-ской собачкой за ворота осмотреться вышел.
И пусть не сделал я из-за плохой погоды качественных снимков, но уверен, что смогу полюбоваться Сюзьмой во всей ее красе.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/04/02/celitelnica-syuzma.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.