Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

От фельетона к роману


Путь в большую литературу Михаила Попова начался в «Северном рабочем»


Миша, Михаил, Михаил Константинович. В эти три обращения вмещается творческий рост коллеги, начавшийся 40 лет назад в редакции газеты «Северный рабочий». Ныне Михаил Попов — известный российский писатель, удостоенный в 2008 году премии им. Шолохова за роман «Свиток»; редактор литературно-художественного журнала «Двина». На его счету два десятка книг для детей и юношества и новая публицистическая — «Тень Авроры». В сборнике — очерки, статьи, фельетоны. Кстати о фельетонах.

— Михаил, напомни, с чего начинал в «Северном рабочем»?
— В штат «Северного рабочего» меня зачислили 1 апреля 1969 года, в день смеха. Кто знает, может, эта дата и определила дальнейшее. Ведь я был одним из создателей «Смехотворной пятницы», затем несколько лет — ответственным за этот раздел. А шлейф сатиры и юмора потом тянулся за мной еще лет 15—20: «Веселый ветер» в «Северном комсомольце», «Золотой петушок» в «Правде Севера»...
А если без шуток, то «Северный рабочий» дал мне путевку в творческую жизнь. В 1965—1966 годах я учился в школе газетных репортеров, тогда же появились в «СР» мои первые заметки. Шефом моим была В.Л. Костюкова, заведовавшая культурой. После года сотрудничества я получил от газеты рекомендацию в вуз. Работая на «Звездочке», стал студентом-заочником факультета журналистики Ленинградского университета, второго по уровню образования университета страны.
На третьем курсе предстояла практика. Куда идти — вопроса не возникало: конечно, в «Северный рабочий». В.П. Соснин, редактор газеты, направил в партийно-производственный отдел. Им заведовал В.И. Гладкобородов. Вот под его началом и проходил практику.
Тут, надо сказать, у меня появился стимул: добротная практика давала профессиональный шанс. Правда, место свободное было одно, а претендентов два: испытательный срок проходила одна дама, причем уже имевшая диплом журналиста.
Полтора месяца напряженного труда, подчас с бессонными ночами, если надо было сдавать материал в номер, завершились победой: по распоряжению горкома партии меня перевели со «Звездочки» в городскую газету. С отделом редактор не гадал, оставил меня у Славы Гладкобородова, который стал не только моим опекуном, но и на долгие годы старшим другом.
Работа в штате давалась непросто. Мне, тогда совсем мальцу, надо было входить в курс городской хозяйственной и общественной жизни. Пять лет работы на заводе кое-чему, конечно, научили, но этого оказалось мало. Тут по ходу дела надо было осваивать экономику, структуру городского хозяйства, технологии строительства, машиностроения, бытового обслуживания, хлебопечения.
Кто сейчас расшифрует аббревиатуру ПДПС? Единицы. Меж тем тогда это был очень важный орган: постоянно действующее партийное совещание. Пускали на его заседания по партбилету, а я был беспартийный. Уже одно это составляло препятствие. Попервости проникал полуинкогнито, как в детстве, бывало, в кино. Слушал выступления ответственных лиц, подчас ничего не понимая — такой обрушивался вал цифр, терминов... Однако постепенно втянулся, стал что-то схватывать. Более того, отметив мое едкое сатирическое перо, меня по рекомендации В.П. Соснина пригласили на заседание городского комитета народного контроля. В дальнейшем я стал членом этого комитета, полномочным представителем газеты. Работа в НК давала материал, который становился темой для критических выступлений и фельетонов.
А в партию я так и не вступил, хотя и тянули туда все последующие 15—20 лет, когда работал в областных и республиканских газетах. Как-то не особенно виделся монолит в тех 15—18 миллионах «товарищей по партии», что потом и подтвердилось. Я остался в партии народа, в которой состоит большинство моих соотечественников.
В 1972 году я окончил университет и получил диплом специалиста. Назначили меня заведующим отделом информации — самым большим по тем временам отделом в «Северном рабочем». Но тут, как у Грибоедова: «Чин следовал ему — он службу вдруг оставил». Молодость поманила вдаль. И я не стал перечить этой вольной особе. Геологоразведка заполярная, армия, работа рыбака, газеты Прибалтики, а потом снова родные места. «Правда Севера», «Северный комсомолец», «Моряк Севера» — мой послужной список. Однако с «Северным рабочим» связи не порвал. В 70-х издалека посылал стишата и юморески. А когда вернулся и осел в Архангельске, печатал в «СР» очерки и статьи. Помню, публикация «Берег российской молодости» занимала почти весь разворот.
В «Северном рабочем» состоялась презентация первой моей книжки — «Финиш за чертой горизонта» — итог увлечения парусным спортом, которое зародилось у меня в городской газете. Это было в 1984 году, стало быть, четверть века назад. Редактором тогда был еще Василий Петрович. А подписывая книжку, я назвал мою первую газету «альма-матер».
И дальнейшие книжки я непременно вез показывать и дарить в «Северный рабочий» — такая уж сложилась традиция.
40 лет минуло, как я стал профессиональным журналистом. А писательский, прозаический стаж, оказывается, еще больше. В 18 лет я стал победителем город-ского конкурса на лучший рассказ, объявленного «Северным рабочим». И правление Союза писателей России приняло этот скромный творческий успех за точку отсчета.
Оглядываясь на прошлое, с благодарностью вспоминаю тех, с кем свела судьба, кто так или иначе способствовал моему становлению: В.П. Соснина, С.В. Козовую, В.Л. Костюкову, В.И. Гладкобородова, Б.Ш. Линшица... Спасибо всем, с кем свела городская газета.

— Спасибо, коллега. А теперь порадуем читателей. Отдавая дань 1 апреля, немного юмора (а может, сарказма) из новой книги.

Планов громадье
У Ленина — план ГОЭЛРО,
У Чубайса — ЗАГОРЛО

Одна буква
«Гениально», — закатывают глазки телеведущие на своих тусовках, где они награждают друг друга блестящими статуэтками, а слышится: «ГениТально!»
***
ФедеВральная программа
***
ДемоНкратия.
***
Ослик Иа
Апельсины, понятно, из Марокко. Бананы бывают из Боливии или Колумбии. Но «морковь из Израиля»?
— Для этого, что ли, вы городили свой демократический огород, засевая лебедой да чертополохом поля России? — это к верхам.
А соплеменникам — картинка из детской книжки: перед носом ишака — удочка с морковкой, и он, дурачок, бежит за ней, выбиваясь из сил, и тщетно пытается ухватить.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: От фельетона к роману
Дата публикации: 3 апреля 2009

Автор(ы): Раиса Евглевская
Кол-во статей у автора - 29
Рубрика статьи: Культура

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia