Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца
ПРЕМЬЕРА

Под колёсами женитьбы


При просмотре нового спектакля Северодвинского драматического театра «Женитьба», поставленного главным режиссером Олегом Куртанидзе к 200-летию Николая Васильевича Гоголя, мне вспомнился старый анекдот. Мужик говорит знакомому: «Вот, женюсь». Знакомый: «А что, невеста хорошая?» Жених отвечает: «Да нет, просто ребята выпить хотят».


Этот анекдот может служить эпиграфом к постановке. Ведь вся сценическая каша и заваривается из-за активных действий друга главного героя Подколёсина (Сергей Черноглазов) — Кочкарёва (Василий Жеребцов). Он развивает сверхкипучую деятельность, бегает, интригует, организует. Под его напором трудно устоять и жениху Подколёсину, и невесте Агафье Тихоновне (Юлия Зарецкая). Сваха Фёкла (Александра Тананакина) могла бы позавидовать его способностям. И на кой чёрт Кочкарев все это делает? В постановке Куртанидзе Жеребцов играет человека, замученного собственным женатым состоянием и стремящегося отыграться за свои страдания на ближнем, пусть даже лучшем друге. В сцене сватовства его злоба доходит до неистовства, он буквально толкает Подколёсина в объятия Агафьи Тихоновны, чуть ли не задушить готов друга за нерешительность — план-то срывается.
Демоническое присутствует и в образе Подколёсина: горящие глаза, безумный взгляд и эмоциональный ряд не слабее, чем у Кочкарёва. Желание сохранить независимость объяснимо, но способ, к которому он прибегает (бегство без объяснений через окно), не может не вызывать осуждения. Да ведь Подколёсин и есть чёрт, попутавший Агафью Тихоновну: к концу спектакля она уже прониклась мыслью о замужестве. А тут жених был и сплыл. Позор! Подколёсин ворвался в её жизнь и стал её настоящим кошмаром.
Мотив двойственности проходит через спектакль красной нитью. Подколёсин пытается сохранить свое «я», сопротивляется настойчивым попыткам вытянуть себя из тёплой квартиры с уютным обломовским диваном (своего внутреннего мира) в безумную действительность (мир внешний).
Куртанидзе постановку строит как лубок, как балаганное действо с аттракционами. Таким безумным аттракционом выглядит сцена сватовства целой толпы женихов к Агафье Тихоновне. На безумие происходящих событий Подколёсин отвечает собственным безумным (с точки зрения морали) поступком. Око за око.
Но Куртанидзе даже в абсурде и карикатурных персонажах улавливает человеческое. Наиболее ярок в этом смысле образ отставного лейтенанта Жевакина, замечательно воплощённый Николаем Кабуркиным. Вроде бы пустой балабол оказывается способным к трогательным чувствам и, изгнанный Агафьей Тихоновной, уходит с искренними слезами на глазах.
Опозоренную невесту Юлия Зарецкая играет превосходно — это едва ли не лучшая актерская работа в спектакле. Красивая и застенчивая девушка может и хочет любить. Но как не ошибиться в выборе? Агафья Тихоновна шокирована напором женихов, растерянно озирается по сторонам. Знаменательна последняя сцена — героиня стоит на коленях, руки сжаты в немом горе. Женихов сама всех прогнала, а Подколёсин сбежал. Комедия переходит в трагедию несостоявшегося женского счастья.
Олег Куртанидзе от спектакля к спектаклю продолжает выстраивать свою творческую линию, для которой характерны переклички с современной действительностью и мощная символика при минимализме декораций. Герой Сергея Черноглазова в спектакле не раз обращается к залу, как бы советуясь. Огромный брачный венец по ходу действа поднимается выше и выше, пока не принимает нужного «свадебного» положения. Занавески в виде фаты и силуэты женихов за ними как грезы невесты. Сама Агафья Тихоновна как милое видение Подколёсина лежит в кроватке под небесами в самом начале спектакля. На том же месте лежит и Подколёсин в конце. Ему тепло и хорошо, и ответственности никакой. Выкрутился.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Под колёсами женитьбы
Дата публикации: 7 апреля 2009

Автор(ы): Владимир Тикус   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 1198
Рубрика статьи: Культура

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia