Фото В. Капустина
Фото В. Капустина

Он играл против «Бемпы» Эрикссона

Сергей Пятлин сегодня отмечает своё 60-летие

Таких людей, как С. Пятлин, принято называть подвижниками своего дела, а именно русского хоккея. Только благодаря ему и его товарищам по тренерскому цеху еще тлеют угольки хоккейного костра в нашем городе, известного богатыми традициями в этом народном виде спорта. В шестьдесят принято подводить какие-то итоги прошедшего пути и вновь задумываться о будущем. Накануне славной годовщины мы и решили побеседовать обо всем этом с юбиляром.


— Сергей Иванович, наши болельщики хорошо знают вас как хоккеиста и тренера «Севера». Кое-что им, вероятно, известно и о вашем выступлении в «Воднике». А вот информацией о первых шагах Сергея Пятлина в хоккее с мячом владеют немногие. Так с чего же все началось?
— Я ведь родился в Архангельске, и, как у большинства местных мальчишек, все началось с дворового хоккея. Жил я тогда на улице Садовой недалеко от стадиона «Динамо». Лет в четырнадцать пришел записываться в хоккейную секцию. К тому времени уже вовсю катался на коньках да и клюшкой фанерной владел неплохо.
— Почему фанерной?
— Тогда заводскую клюшку пацану просто купить негде было. Вот мне отец и выпилил фанерную. Однако в секцию так и не взяли. Росточка я был небольшого, поэтому и не показался тренерам. Обидно было, что они даже не проверили меня на льду.
— И что же дальше было?
— А дальше продолжил хоккейное самообразование в дворовой команде и на массовом катании, которое в 60-е годы пользовалось огромной популярностью у северян. В то время народу на нем было раз в пять больше, чем сейчас. Вот я и приходил на «Динамо», чтобы отрабатывать технику катания. А хоккей вошел в мою жизнь только после переезда в Северодвинск.
— Что же потянуло в наш город из областного центра?
— У меня к середине шестидесятых в Северо-двинске уже обосновалась старшая сестра со своей семьей. Устроились они с мужем на «Звездочку» и меня перетянули сюда. В 1965 году приехал и хотел поступить в техникум, но там уже закончился набор. Чтобы не терять год, подал документы в ПУ-28 на судового электромонтажника. В училище и решилась моя хоккейная судьба.
— Каким же образом?
— Тогда между училищами проводились соревнования по конькобежному спорту. Помню, бежали дистанции 60, 100 и 500 метров. Две из них я выиграл. Увидели меня ребята, которые уже занимались в ДЮСШ «Север», и пригласили к себе. Так я в 1966 году оказался у Рудольфа Сергеевича Ежкина — своего первого учителя. Позже оказалось, что он знал моего старшего брата, с которым вместе играли в архангельском «Динамо». Поставил он меня сразу же в защиту, а через год я уже был в основе взрослого «Севера».
— Сергей Иванович, так ведь это был тот самый звездный «Север», который уже завоевал звание чемпиона РСФСР. Валентин Пушкин, Владлен Бочков, Валерий Пермиловский, Валентин Мартыненко — одни фамилии чего стоят! Не боязно было в такой компании на лед выходить?
— Особой боязни не было, а уважение присутствовало. Как любой молодой игрок, клюшки носил и не обижался. Так во все времена было принято. А общался я в команде с Борей Аксеновым, Левой Романовым и Леней Поздеевым. Они, правда, были на два года постарше, но это не мешало нашим хорошим отношениям.
— А свой первый гол помните?
— Конечно. Это случилось во время матча в Мончегорске с «Североникелем». Мы разыгрывали штрафной, и у мяча стояли трое — Валентин Пушкин, Август Кармакулов и я. Мончегорцы, естественно, выстроили стенку напротив Пушкина, а Кармакулов вдруг отдал мяч мне. Честно говоря, сам не ожидал такого, но ударил и попал в дальний угол. Мне в том памятном матче, где я играл не защитника, а левого «бортовика», удалось забить еще один гол. К сожалению, мои два мяча не помогли, и «Север» проиграл — 2:3.
— В 1969 году вы вновь вернулись в Архангельск, чтобы защищать цвета «Водника». Как это произошло?
— Позвал тренер «Водника» Анатолий Дмитриевич Скворцов, приглядев меня в ряде товарищеских игр. К тому же надо было решать проблему с армией. Так и получилось, что два сезона одновременно играл за «Водник» и служил в частях аэродромного обслуживания в Талагах. Кстати, вместе со мной тогда отдавали долг Родине и «Воднику» Леонид Погребной, Александр Лебедев, Александр Митричев и даже Борис Скрынник. Последний, правда, долго не задержался в нашей части и вскоре перевелся в спортроту.
— И что дал «Водник» хоккеисту Сергею Пятлину?
— Там я, однозначно, набрался опыта и стал настоящим мужиком. Кстати, меня ведь Скворцов пригласил на место Леонида Палладия, который перешел в московское «Динамо».
В этой части нашей беседы следует сделать отступление. В своей популярной книге «Под стягом «Водника» известный архангельский журналист
В. Антуфьев дал оценку игры С. Пятлина в те годы. Вот что он пишет: «Сергей Пятлин выступал на месте правого и левого полузащитника. Выполняя тренерские установки, мог удачно отыграть персонально против самого острого и активного хоккеиста команды соперников. Вовремя подключался к атаке, обладал достаточно точным и выверенным пасом. Выделялся неутомимостью, быстротой, грамотным выбором позиции». Думается, добавить здесь нечего, а вот по поводу персональной опеки, мастером которой был С. Пятлин, вопрос возник сам собой.
— Сергей Иванович, против кого из известных хоккеистов довелось сыграть в «Воднике» персонально?
— Прежде всего, против знаменитого шведа «Бемпы» Эрикссона. Сборная Швеции тогда частенько приезжала на товарищеские матчи в Хабаровск, Иркутск, Архангельск. В игре с ними мне пришлось персонально опекать «Бемпу». Приятно сознавать, что в целом со своей задачей справился и не дал ему отличиться. Впрочем, свой гол он все же забил, но я к тому времени уже выбыл из игры.
— Как это случилось?
— А Эрикссон мне сломал палец. В одной из атак ударил по руке, и вот результат.
— Специально или нет?
— Не буду грешить на него. Может, он хотел ударить по клюшке, но получилось так, как получилось.
— В 1972 году вы вернулись в «Север», хотя знаю, что в «Воднике» вас оставляли. В чем же было дело?
— Обычные житейские причины. У меня к тому времени семья появилась, комнату дали в Северодвинске, да и зарплата, как это ни удивительно сейчас кому-то покажется, в «Севере» была побольше, чем в «Воднике». Так и играл в нашей команде вплоть до 1989 года. Шесть раз вместе с «Севером» участвовал в финальном турнире лучших команд первой лиги и трижды становился серебряным призером первенства России.
— В другие команды звали?
— Не скрою, звали. Приглашали в московское и алма-атинское «Динамо», но оба раза отказался.
Завершив карьеру хоккеиста, С. Пятлин из хоккея не ушел. Северодвинцы помнят его как помощника А. Лебедева — одного из лучших наших тренеров и в роли наставника «Севера», который он возглавлял на протяжении почти трех сезонов вместе с Л. Погребным. После развала единственной в городе профессиональной хоккейной команды Сергей Иванович посвятил себя воспитанию юных хоккеистов. Он и сейчас занимается этим крайне важным делом, претворяя в жизнь свое тренерское кредо: «Главное состоит в том, чтобы мой воспитанник стал просто порядочным человеком. Если же он еще вырастет и в классного игрока, это будет вдвойне здорово».

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Он играл против «Бемпы» Эрикссона
Дата публикации: 9 апреля 2009

Автор(ы): Александр Алексеев
Кол-во статей у автора - 435
Рубрика статьи: Спорт

 

Один комментарий в “Он играл против «Бемпы» Эрикссона”

  1. Крисперс апреля 12, 2009 13:51

    хоккеистов помним. только воспоминания и остались в нашем городе о Большом спорте. Почему молодёжь не идёт в секции, а пьёт пиво? Секций нет (мало), и какие перспективы: убогие чемпионаты области, района, города; не гонорары за таланты - а почётные грамоты?
    Какое развитие спорта ВООБЩЕ может быть в городе без возможности карьеры “в принципе”?

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia