- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Капустина
Фото В. Капустина

Акционировались без сенсаций,

считает гендиректор Северного центра судостроения и судоремонта Владимир Фоменко

Автор Раиса Евглевская дата: 15 апреля 2009 @ 14:31 в Судостроение | Комментарии отключены

— Владимир Георгиевич, информация о приватизации 19 верфей России многих насторожила. Что стоит за этим?
— Здесь нет никакой сенсации. Завершен первый этап реформирования отрасли. В соответствии с Указом президента РФ № 394 от 21 марта 2007 года об ОСК предприятия преобразованы в акционерные общества. В соответствии с Гражданским кодексом РФ акционерные общества являются субъектами частной формы собственности. При этом пакет выпущенных ими акций полностью находился в собственности Российской Федерации. На втором этапе пакет акций Севмаша, «Звездочки» и «Арктики» минус одна акция переданы в ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» в оплату увеличения его уставного капитала. По одной акции остается в собственности государства, от имени которого выступает Росимущество.
— И теперь?..
— Ближайшая задача — проведение годовых общих собраний акционеров обществ. На них представители СЦСС и Росимущества утвердят годовые отчеты и годовую бухгалтерскую отчетность, переизберут органы управления обществ. Решат и другие важные вопросы, в том числе о внесении изменений в уставы обществ, более детально распределяющих вопросы компетенции между советом директоров и генеральными директорами.
С момента реорганизации Севмаша, «Арктики», «Звездочки» и бюро по электрохимии с опытным заводом (г. Москва) регулярно проводятся заседания советов директоров обществ, в которых активное участие принимает СЦСС, оказывая основную помощь в подготовке и проведении заседаний.
Генеральный директор ОАО СЦСС избран председателем совета директоров ОАО СПО «Арктика», ОАО СКТБЭ, ОАО КБ «Рубин-Север» и является членом советов директоров ОАО ПО «Севмаш» и ОАО ЦС «Звездочка». Таким образом, СЦСС является связующим звеном в существующей структуре холдинга ОСК между руководством корпорации и акционерными обществами.
— На совещании в Москве под председательством президента Дмитрия Медведева рассмотрена стратегия развития судостроительной отрасли до 2020 года...
— Стратегия предусматривает ликвидацию научно-технического отставания от промышленно развитых стран мира в области гражданского судостроения; обеспечение необходимого уровня обновляемости основных фондов и повышение их инновационной активности. Что греха таить, общий уровень технологии и организации работ у нас ниже по сравнению с передовыми зарубежными производствами. В результате удельная трудоемкость в отрасли в 3—5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2—2,5 раза больше по срокам.
В рамках стратегии решается комплекс проблем, в том числе модернизации и технического перевооружения мощностей за счет привлеченных средств с использованием прогрессивного финансового инструмента — лизинга, оптимизации их потенциала. Ключевые задачи — обеспечение нужд государства в военном и гражданском судостроении, сохранение позиции на мировом рынке, экспорт продукции гражданского назначения.
Предприятия участвуют в НИОКРах, направленных на обеспечение разработки новых технологий для судостроительной промышленности, выполняемых в рамках федеральных целевых программ. Это позволит решить комплекс научно-технических проблем, связанных с созданием эффективных технических средств освоения Северного морского пути, добычи и транспортировки жидких углеводородов в шельфовых зонах, морей, примыкающих к Российской Федерации. С целью координации решения вопросов создан совет главных инженеров СЦСС, который рассматривает актуальные проблемы технической политики предприятий в части совершенствования кооперационных связей, оптимизации использования имеющихся производственных мощностей, внедрения передовых технологий и оборудования.
Предстоит работа по совершенствованию системы управления корпоративным имуществом акционерных обществ, которая предполагает действия, направленные на повышение экономической эффективности активов, освобождение от активов, приносящих убытки. Целью этой работы является увеличение прибыли предприятий, а сложность заключается не столько в технических проблемах, сколько в проблемах психологических и социальных.
— Намечается ли объединение дублирующих производств?
— Это весьма тонкий и деликатный процесс. В настоящее время ведется работа по гальваническим производствам обществ.
— Владимир Георгиевич, изменился ли статус КБ «Рубин-Север»? Ведь именно на его основе учреждалось ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта». И какова судьба генеральных директоров наших предприятий?
— Не изменился. ОАО КБ «Рубин-Север» является самостоятельным, экономически успешным предприятием. Оно решает поставленные задачи по оборонной тематике, осваивает рынок гражданской продукции (ее доля за 2008 год составила более 10% в общем объеме). Что же касается директоров, то с ними заключен контракт на срок полномочий, предусмотренный уставами обществ. Они и впредь продолжат успешную, надеюсь, работу.
— Когда, на ваш взгляд, предприятия ощутят реальный эффект акционирования?
— Основная задача ОСК — развитие гражданского судостроения. В рамках этого направления корпорация заключила меморандум о сотрудничестве с южнокорейской верфью «Самсунг», соглашения с Кубой и Венесуэлой. Ведется проработка их коммерческих предложений на строительство судов, в том числе и предприятиями Северодвинска. Для Кубы планируется построить плавдок. Заключены соглашения с Федеральным агентством по рыболовству и с российскими компаниями — акционерными обществами «Газпром», «Роснефть» и «Совкомфлот», являющимися крупнейшими заказчиками судов. Предварительная программа по судостроению предусматривает строительство судов для рыбодобывающей отрасли в количестве 265 единиц, для развития транспортной системы — 791 единицу. Газпрому и Роснефти до 2030 года потребуется 307 судов.
В 2009 году началась реализация целевой федеральной программы по развитию гражданской морской техники на 2009—2016 годы. 70% денежных средств направляется на финансирование опытных проектно-конструкторских разработок.
— Ну а пока предприятия вынуждены брать кредиты для выплаты зарплаты. Пробуксовывает финансирование даже на выполнение госзаказа. Причем процент за кредиты весьма ощутим. Но если это касается госзаказа, не должно ли погашать проценты государство?
— Насколько я знаю, с Севмашем за первый квартал расчеты произведены. Что же касается Сбербанка, он активно работает со всеми отраслями промышленности, в том числе с оборонкой. И его процентная ставка одна из самых низких по сравнению с другими коммерческими банками. Многие нужды наших предприятий покрываются за счет кредитов Сбербанка. Следует отметить, что в федеральном бюджете заложены суммы на частичную компенсацию оборонным предприятиям процентных ставок по кредитам. Севмаш в 2008 году их получил.
— Чем бы вы объяснили феномен «Звездочки»? Ее кадры востребованы и в отрасли, и на политической сцене.
— Я думал над этим. Дело в духе корпоративности, объединяющей коллектив, в отношении к делу, доходящем до самопожертвования. Когда я пришел на предприятие, то сразу почувствовал, что здесь ценятся люди неравнодушные, умеющие работать. Выложиться, но добиться результата. Другими словами, был и есть принцип — успех любой ценой. И наверное, все, кто попадает на эту орбиту, стараются соответствовать поднятой планке.

В.Г. Фоменко родился 7 апреля 1954 года, окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана по специальности инженер-механик, бизнес-школу Mеждународной Белорусской академии по профессии экономиста. 27 лет работал на «Звездочке» на различных должностях, начиная с мастера, последние годы — главным бухгалтером. Бухгалтерский учет для Фоменко, по его словам, интересное и увлекательное дело. Полтора года назад назначен на должность генерального директора открытого акционерного общества «Северный центр судостроения и судоремонта».


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/04/15/akcionirovalis-bez-sensacij.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.