- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Сюзьма продолжает жить

В ней одним воздухом будешь сыт

Автор Не определен дата: 21 апреля 2009 @ 14:17 в Общество | Комментарии отключены

Сюзьма — это курортное место. Если бы власти помогли возродить эту прекрасную деревню, богатую ягодами, грибами, рыбой, низкий поклон был бы им от людей.
Из уст старожилки Сюзьмы Екатерины Петровны Сухановой (Замариной), которой исполнилось 92 года, я слышала, что раньше, в ее детстве, в деревню на летний сезон приезжали отдыхать из Архангельска купцы (русские немцы) с детьми, прислугой и всяким скарбом. Добирались по Онежскому тракту на тройках лошадей в красивых каретах. Жили они на берегу моря за церквой-горой (так называли гору, на которой стоял храм). Там у них были дачи.
И после революции деревня жила хорошо. Был магазин. Хлеб пекли жители сами, зерно мололи на жерновах. Ловили рыбу, заготавливали грибы, ягоды, имели огороды, держали скот, птицу. Война деревню не затронула.
Второе поколение (40—50-х годов) тоже по-доброму вспоминает детство, юность в деревне, в колхозе. Были магазины, почта, пекарня, медпункт и школа (четыре класса). Посылки и почту из города доставляли на лошади. Действовала церковь, правда службы проходили раз-два в неделю. Из Нёноксы пешком приходил священник.
Была в то время рыбацкая артель. Помню, насобираем водорослей после шторма (тура по-местному) очистим от песка, ракушек и сдаем в корзинах — три рубля за килограмм. За это рыбаки нам давали по ведру рыбы, икры и молок. Водоросли рыбаки в тюках отправляли в Архангельск.
Помню, мама даст нам на лето на троих 25 рублей (это были деньги до реформы 1961 года) — и мы с лихвой обходились этой суммой, живя у своей бабули. А когда, отдохнувшие, приезжали в город, мечтали уже о следующем лете.
Правда, в то время добираться до Сюзьмы было трудновато. Поезд ходил только до Солзы. В восемь утра прибывал туда, а там пешочком 25 километров до Нёноксы и еще 16 до Сюзьмы. Притом с тяжелыми рюкзаками. В пять-шесть вечера приходили в деревню.
В 60-е церковь уже не работала, ее заняли под летний клуб, так как новый был еще не построен. Там показывали фильмы, были танцы.
На моей памяти один случай. Деревню окружают высокие холмы, со временем море подмывает берега, и большие пласты земли падают в море. Однажды наши рыбаки увидели: на угоре что-то светится под солнцем. Когда подошли, оказалось — это четверть с ещё царской водкой. Гуляли они целых десять дней...
Теперь о нашем, третьем поколении (60—70-е годы). Дорогу до Нёноксы сделали — ходил автобус от станции и довозил нас до военной бетонки. Так что пешком приходилось идти километров восемь. То берегом по отливу, то проселком (он был еще нормальным). Деревня тогда примкнула к Нёноксе, вошла в совхоз. Был построен новый клуб с библиотекой.
А вот при четвертом поколении (80-е годы) пропали в Сюзьме и магазин, и почта, и пекарня, и клуб. Раньше скот держали, хоть и не все. Сейчас жители завозят из города продукты мешками. Делать это надо зимой, чтобы лето прожить с внуками, правнуками. А летом добираются на вездеходе (500 рублей с человека) или пешком по отливу берегом 16 километров.
Вот такая судьба у нашей Сюзьмы. Что же будет с пятым поколением? А Сюзьма продолжает жить. Люди едут туда из Мурманска, Питера, Москвы, чтобы не забыть своих захороненных предков, получить заряд здоровья. Там одним воздухом будешь сыт, говорили старожилы. Наша мама, которой 92 года, до сих пор на вездеходе добирается до своей родины — Сюзьмы и получает заряд жизни еще на год. Так пусть же власти городские помогут нам, чтобы из поколения в поколение жила наша Сюзьма.
Рита Яковлевна ЕРЁМИНА
(ул. Трухинова, 1)


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/04/21/syuzma-prodolzhaet-zhit.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.