- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

ЖИВЫЕ ГЕРОИ

Первая сдаточная

Автор Не определен дата: 22 апреля 2009 @ 12:51 в Судостроение | Комментарии отключены

Простой северный паренек с десяти лет умел держать в руках косу, после седьмого класса трудился вместе с отцом на заготовке леса, лето проработал на сплаве древесины.
Леонид мечтал стать моряком, но не поступил в Архангельское мореходное училище, поскольку был мал ростом и худ. Выучился на токаря в Соломбале, а уже потом в Молотовске освоил профессию судового электромонтажника, самую, пожалуй, престижную в то время на заводе № 402.
Замечу, что кроме Панкратова еще четыре выпуск- ника молотовского РУ-1 выпуска 1951 года стали Героями Социалистического Труда — Виктор Вершинин, Валентин Репин, Александр Лагунов, Альберт Максимов. У каждого из них, прошедших трудное военное детство, была в руках нужная стране рабочая профессия. И к ним пришла слава.
Мне жалко нынешнюю молодежь, которая пытается сделать карьеру с дипломами по специальностям юриста, экономиста, менеджера, которых теперь хоть пруд пруди. Их в кризис сокращают в первую очередь. А на наших верфях ждут электромонтажников, сварщиков, сборщиков.
...Я поступал в группу электромонтажников пять лет спустя после Панкратова, в 1953 году. С нами учился В.Н. Детков, которого наградили медалью «За доблестный труд» в годы Великой Отечественной девяти лет от роду. А из предыдущего набора ученики-электромонтажники Николай Ермолин и Александр Рухлов такие же награды получили в 13 лет. Это штрих к портрету детворы военных лет. Хлебнувшие лиха, они умели трудиться. Их поколение и создавало народное достояние страны на стройках, полях, в науке, поднимало Военно-морской флот.
Панкратова Леню после окончания РУ-1 с первого дня поставили на самостоятельную работу. На строительстве эскадренных миноносцев № 191, 192, 193. Стал бригадиром сдаточной команды, испытывал эсминцы в северных морях. В 1951 году было построено и сдано девять эсминцев, еще шесть прошли гарантийный ремонт на заводе. Нынешняя молодежь может только позавидовать такой практике.
Профессионализм Панкратова оценили. Его направляют на строительство первой АПЛ. Леонид успешно проходит медицинскую комиссию и в 1955 году едет в Ленинград в КБ В.Н. Перегудова, главного конструктора первого атомохода. Панкратову удалось подправить проектные чертежи прокладки кабельных трасс и установки электрооборудования в будущем реакторном отсеке первой АПЛ. Это он проделал на макете в масштабе 1:1. Проектанты с благодарностью отнеслись к замечаниям Леонида и чертежи выпустили более качественные. Подружился с генеральным конструктором первого экспериментального реактора для подводных лодок академиком Н.А. Долежалем.
А потом почти год бригада Панкратова напряженно работала в засекреченном Обнинске (известном в ту пору, как Малоярославец-1). Здесь была построена первая в мире атомная электростанция и находился макет-стенд в натуральную величину проектируемой АПЛ, состоящий из реакторного, турбинного и электроэнергетического отсеков. Это позволило бригаде впоследствии качественно выполнить электромонтажные работы на первой АПЛ в Молотовске.
На швартовых, заводских и государственных испытаниях в 1957—1958 годах Леонид нес вахту в электроэнергетическом отсеке как вахтенный электрик. Когда лодка погрузилась на глубину 300 метров и всплыла, главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков прошел по отсекам и поздравил каждого участвующего в испытаниях. После испытаний Горшков сказал: «Теперь Белое море для нас лужа, будем покорять просторы и глубины Мирового океана».
К-3 на испытаниях не только совершила дальний поход, но и достигла подводной скорости 25 узлов, рекордной по тем временам. Ветераны первой сдаточной электриков Н.И. Полудницын, В.А.Полушин, Н.Н. Виноградов любят вспоминать те эпизоды и бережно хранят памятные знаки «За дальний поход».
После сдачи К-3 в опытную эксплуатацию Леонид Яковлевич отгулял отпуск за два года. И продолжил работу над новыми кораблями. Одновременно окончил вечернюю среднюю школу, получил в Северодвинском политехникуме специальность техника-электрика. Перейдя на предприятие «Эра», ныне СПО «Арктика», работал мастером, начальником участка. Панкратова избирали депутатом областного Совета. Из 40 лет трудовой биографии самыми значительными считает четыре года, отданные первой АПЛ. Леонид Яковлевич вспоминает слова первого командира К-3 Л.Г. Осипенко: «Ни одну женщину я не любил так, как эту подлодку...»
Это было время личностей, неважно, на какой ступеньке социальной лестницы они стояли. Они были способны на поступки и на самоотречение во имя высокого дела. Л.Г. Осипенко за счет своего оклада повысил зарплату командиру БЧ-5 Б.П. Акулову, так как тот управлял реактором с окладом дизелиста. Генеральный конструктор В.Н. Перегудов жил в коммунальной квартире с семью соседями и дважды уступал выделенную ему отдельную жилплощадь своим сотрудникам.
Поколение, построившее первые корабли, уже уходит. Из строителей первой атомной работает, пожалуй, лишь начальник цеха № 42 Севмаша В.Г. Беспалов. Вместе с С.В. Фокиным они «собрали» реактор под руководством Н.А. Долежаля и А.П. Назарьиной, грамотного строителя, великолепного организатора и человека.
Я думаю, что только благодаря трудовой закалке и высокому духу рабочих, инженеров, ученых, моряков в короткие сроки был создан атомный флот Советского Союза. Теперь рассказываю об этом ребятам в профессиональном училище, своим ученикам. Хочется, чтобы они знали, что делает человека известным и достойным.
Сегодня, 22 апреля, ОАО «Северное производственное объединение «Арктика» отмечает свое 57-летие. Среди людей, чей труд вспомнят добрым словом, будет, разумеется, и Леонид Яковлевич Панкратов.
Владимир ЧЕЦКИЙ,
мастер ПУ-38, ветеран СПО «Арктика»


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/04/22/pervaya-sdatochnaya.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.