А флот у России есть. Фото В. Ковпака
А флот у России есть. Фото В. Ковпака
АКЦИОНИРОВАНИЕ

ОСК: Старт взят


Нынешний апрель ознаменовался, пожалуй, самым значимым событием в российском судостроении постсоветского периода. В первый день месяца, в полном соответствии с Указом президента, завершилось формирование Объединенной судостроительной корпорации.


Старт процессу объединения всех государственных судостроительных активов был положен в марте 2007 года Указом президента. Идея собрать все казенное имущество под одну крышу родилась вполне закономерно. Ситуацию в отрасли благополучной не назвать. Запас прочности, созданный во времена СССР, позволил судостроению продержаться два десятка лет и дожить до тех времен, когда государство по-настоящему внимательно посмотрело на свое «стапельное хозяйство». Объединение верфей в рамках ОСК в качестве первого шага по развитию отечественного судостроения было, наверное, самым рациональным решением. В процессе акционирования и предшествовавшей ему инвентаризации государство смогло получить полный и детальный перечень принадлежащего ему отраслевого имущества. Предприятия расчистили накопившиеся за многие годы юридические завалы и привели в соответствие с законодательством свои реестры имущества. Проще говоря, оформили неоформленное и списали уже несуществующее. Серьезным подспорьем предстоящей реновации отрасли стало и то, что разрешились или разрешаются многие вопросы о спорном имуществе. Такого у судостроителей тоже накопилось немало. В качестве примера можно привести здание в центре Москвы, на Новинском бульваре, «числившееся» за НПО «Винт». Процесс о том, кому принадлежит это здание — государству или московским властям, продолжается и поныне. Собственно, история с ягринским мостом, много лет не совсем законно стоявшим на балансе «Звездочки», из той же оперы. Кому он должен принадлежать — вопрос пока открытый. Очевидно одно: «Звездочка» в число этих претендентов не входит. К чести Ягринской верфи, надо сказать, что, избавившись от моста на бумаге, предприятие не оставляет усилий по решению этой больной для Северодвинска проблемы.
С момента выхода Указа минуло два года. Все мероприятия, предусмотренные этим документом, выполнены в установленные сроки. Сегодня ОСК окончательно оформлена и, за редким исключением, является полноправным собственником всех государственных активов отрасли. Многим, особенно в пору акционирования ФГУП, не давала покоя мысль о том, что весь этот процесс затеян якобы для последующей распродажи предприятий в частные руки. Что ж, пуганая ворона куста боится, а воспоминания о лихой приватизации начала 90-х напугать могут кого угодно. Фактически собственником всех вошедших в корпорацию предприятий продолжает оставаться государство. Пока этой фразой можно подвести черту под всеми разговорами о распродаже судостроя. Вопреки «пророчествам» кликуш распродажи не состоялось.
Конечно, огромная работа по формированию корпорации была больше бумажно-канцелярской и по этой причине малозаметной не только для общества, но и для подавляющего большинства самих судостроителей. Наверное, это не так и плохо. Радикальное «переоформление» государственной части отрасли прошло безболезненно для десятков тысяч ее работников. С другой стороны, эта незаметность работы дала повод критикам реформы говорить о недееспособности ОСК, напрасно потерянном времени и впустую потраченных ресурсах.
Нельзя не признать, что отчасти они имеют право на существование. Некоторая неразбериха начального этапа реорганизации, смена руководителей, сжатые сроки для реформирования — все это несколько отвлекло внимание от основных задач создания корпорации. Однако и не основание для столь категоричных выводов. Помимо незаметной бумажной работы ОСК вела и другую — практическую, нацеленную в будущее. Одной из важнейших задач создания ОСК является развитие гражданской тематики в судостроении, снижение доли военной продукции, а следовательно, и придание большей устойчивости судостроению. ВМФ, конечно, крупный и первоочередной заказчик отечественных корабелов, но слишком уж высока в этом секторе политическая составляющая рисков. Развитое гражданское судостроение должно стать страховкой от этих рисков, уравновесить сегодняшнюю военную монокультурность отрасли. Только за последние полгода корпорация заключила ряд важнейших соглашений, направленных на развитие сотрудничества в невоенной сфере. Крупнейший российский морской перевозчик — «Совкомфлот» должен стать основным заказчиком танкеров и судов обеспечения. Подписано соглашение с Росрыболовством о сотрудничестве и взаимодействии в реализации ряда профильных федеральных целевых программ, которое должно конкретизироваться в модернизации рефрижераторного, промыслового и исследовательского флота. В части технологического обеспечения будущего роста поддержку ОСК окажет не только госкорпорация «Ростехнологии», но и один из лидеров мирового судостроя — корейская компания «Samsung Heavy Industries». Меморандум о таком сотрудничестве подписан в середине февраля. Не останется в стороне и нефтегазовая отрасль. Не случайно именно Игорь Сечин — вице-премьер и «главный куратор» нефтегазовой отрасли — встал во главе совета директоров ОСК.
Конечно, развитие гражданского судостроения не должно вестись в ущерб военной тематике. Вот здесь перед корпорацией стоят, пожалуй, самые непростые вопросы. Нынешнее законодательство о госзаказе противоречиво и мало адаптировано к условиям судостроения с его длительными сроками производства и сложностями определения стоимости работ. Сегодня, как это ни парадоксально, выполнение госзаказа вовсе не гарантирует его исполнителю положительный финансовый результат. «Звездочка» с этим уже столкнулась. За 2008 год её филиалы «Нерпа» и СРЗ-35 понесли свыше 200 млн. убытков при выполнении госзаказа. Причем даже убыточный госзаказ достается судостроению непросто. При проведении конкурсов нередки случаи, когда победителем становится никому не известная компания, не имеющая ни опыта работы, ни даже необходимых производственных мощностей. Демпинговые цены валят с ног реальных, а не «бумажных» судостроителей, тех, кто в состоянии производить работы. Урегулирование этого вопроса таким образом, чтобы одинаково тщательно учитывались интересы промышленности, флота и российской казны, — дело непростое, но заниматься им необходимо.
Задачи, поставленные государством перед ОСК, тайной не являются. Они перечислены в Указе президента. Хотелось бы, чтобы в своей работе корпорация руководствовалась не только ими, но и отвечала ожиданиям подконтрольных ей судостроительных предприятий. А они, в первую очередь, видят в ОСК инструмент, при помощи которого можно эффективно влиять на государственную политику в сфере судостроения, лоббировать интересы национальных верфей, решать давно назревшие проблемы. Созданием ОСК государство дало понять, что судостроение — сфера его приоритетных интересов. Страна, омываемая водами трех океанов, иной позиции занимать не может. Слова власти о господдержке судостроения, надо полагать, воплотятся в конкретные целевые программы, инвестиционные проекты и федеральные законы. Именно здесь корпорации предстоит самая тяжелая и самая нужная работа. Старт взят, дистанция впереди воистину марафонская. Уж очень велик разрыв между нашим и передовым мировым судостроением. Однако любая дорога начинается с первого шага. Остается только пожелать ОСК успеха в пути. От того, насколько выносливой она окажется, зависит будущее северодвинских предприятий и отрасли в целом. Именно здесь определится, будет у России флот или правы окажутся те, кто сегодня скептически вздыхает по поводу его отсутствия.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: ОСК: Старт взят
Дата публикации: 23 апреля 2009

Автор(ы): Евгений Гладышев   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 15
Рубрика статьи: Звездочка, Судостроение

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia