- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Капустина
Фото В. Капустина

«Четвёрке» ставлю «пять»!

День радио

Автор Александр Ширшиков дата: 12 мая 2009 @ 14:00 в Первая полоса | Комментарии отключены

- Потеря связи — это потеря управления, — нередко повторяет ставшую хрестоматийной поговорку флагманский связист 339-й (ягринской) бригады подводных лодок капитан II ранга Алексей Викторович
Мазуров (на снимке).
И не согласится с этим только дилетант из дилетантов. Самый современный корабль превращается в кусок металла, напичканный электроникой, если сигнал на применение оружия не поступит вовремя. Не случайно корабли теперь оснащены несколькими системами связи — от самой примитивной зрительной (флажного семафора, флагов расцвечивания, прожектора с неизменной морзянкой) до сложнейших компьютерных систем, использующих в передаче информации космические аппараты. Системы связи на современных кораблях дублируются, как дублируются и каналы передачи команд и сигналов. Так что потеря связи на современном флоте — ситуация маловероятная.
Командиру боевой части связи (БЧ-4) необходимо знать всю имеющуюся на борту аппаратуру. И понимать, какие физические процессы протекают в этих волноводах, тиристорах, микросхемах. Поэтому чаще в связисты идут те, у кого в школе с физикой и математикой было все в порядке. У Алексея Мазурова по этим, как и по большинству предметов, было «отлично», школу окончил с серебряной медалью.
Родился он 20 марта 1965 года на станции Чиганак Джамбуль-ской области Казахстана и на флот попал случайно. Ехал поступать в Новосибирский пединститут, а товарищ, который в том же поезде путь держал в Тихоокеан-ское высшее военно-морское училище имени адмирала Макарова, уговорил Алексея стать военным моряком.
Скажете — случайность? Возможно. Замечу: таких «случайностей» у нашего героя несколько. Пять лет учебы во Владивостоке, и лейтенант Мазуров назначается командиром группы на многоцелевую подлодку К-507 проекта 671РТМ. Конечно, поменять один из самых красивых городов страны на спрятанный в бухте Камчатки поселок Рыбачий — это выбор настоящего моряка.
В 1989-м, когда обеспечивали вывод из Комсомольска-на-Амуре нового «Барса», на К-507-й «упала АЗ» (аварийная защита реактора). АПЛ была обесточена, работала только связь.
— Вот тогда, возможно, — говорит офицер, — по-настоящему я осознал, что значит наша профессия для корабля и флота в целом.
После трех лет службы старший лейтенант Мазуров был назначен командиром БЧ-4 на корабль «размером побольше» — АПЛ «Томск» севмашевской постройки. И вот тут в жизни Алексея Викторовича произошла еще одна случайность. Экипаж проходил подготовку в учебном центре ВМФ в Обнинске и должен был вернуться на Камчатку для стажировки на новом корабле. Денег у Министерства обороны на дорогостоящий перелет подводников в безденежном 1992-м не было, и направили экипаж на стажировку поближе — в Северодвинск. Здесь и встретил офицер свою судьбу — Светлану. Когда Светлана Валерьевна родила сына, офицер находился в море...
А в море Мазурову приходится бывать часто. Он участвовал в приемке «Гепарда», первой АПЛ нового века, и всех атомоходов, которые прошли ремонт на «Звездочке». Участвовал в приемо-сдаточных испытаниях подлодок Индии и Китая. Ходил Алексей на ракетные стрельбы на «Дмитрии Донском» с академиком С.Н. Ковалевым. Ходил в море и с нынешним командиром Беломорской базы контр-адмиралом А.В. Рябухиным, когда Андрей Владимирович принимал из ремонта АПЛ «Верхотурье». Наплаванность у Алексея Мазурова ежегодно не менее месяца — больше, чем у многих коллег с «ходовых» лодок.
Но связисты чаще остаются в тени — если связь есть, то никто ее не замечает. Не случайна на флоте такая поговорка: «Когда связист заснул, все подпрыгнули».
На вопрос о состоянии связи на кораблях вверенной ему бригады капитан I ранга А.Н. Журавлев ответил коротко:
— «Четверке» (то есть БЧ-4) ставлю «пять»!


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/05/12/chetvyorke-stavlyu-pyat.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.