ЖИТЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ

Пузанчик


Очень любил дед Кузьма чаевничать. Идет с работы, еще через порог избы не переступил — командует: «Старуха, наставляй пузанчик!» Так любя называл свой самовар. Он был похож на большой пузатый арбуз, только с кривыми ножками и трубой.


Чаепитие у Кузьмы проходило подолгу. Доставал из баночки мелко-мелко поколотые кусочки сахара и пил вприкуску, громко при-чмокивая от удовольствия.
Сколько чашечек он выпивал, никто не считал. Но пузанчика ему не хватало, и Дарья предусмотрительно всегда еще кипятила в печке чугун с водой и доливала кипяток в самовар.
Послеобеденное чаепитие продолжалось с особенным удовольствием. Уж с деда пот льет ручьем, а он все наливает чашку за чашкой. Летом взмокшую до нитки рубаху вывешивает за распахнутое окно на просушку.
Долго и безотказно служил хозяину пузанчик. Как он поднимал у Кузьмы настроение, когда Дарья ставила его на стол! Самовар весело пел на все лады, пыхтел, выбрасывая из дырочки в крышке клубы пара.
Но однажды случился большой конфуз. Было это в воскресенье. День-то праздничный. Дарья с утра на-драила пузанчик мелким речным песком, и он, как зеркало, сверкал начищенной медью.
Кузьма всегда в воскресный день облачался перед чаепитием в нарядную ярко-голубую модную рубаху-косоворотку и подпоясывался шелковым плетеным пояском с кисточками. На ноги натягивал выходные белые чулки до колена и надевал блестящие новые калоши.
И вот громко зафыркал пузанчик. Дарья поставила его на стол, а он все еще не унимался, и крышку потряхивало паром.
Дед достал свою любимую баночку из-под леденцов с мелко наколотыми кусочками сахара. Бабушка принесла к чаю тарелку сдобных калачей и масленых шанег.
Кузьма уселся поудобнее на лавку, ближе к пузанчику. Подставил на блюдечке чашку и отвернул кран. Но что за беда! Из крана показалась тонюсенькая струйка воды и тут же пропала. Значит, канал в кране наглухо законопатила накипь.
— Вот лобтвойдать! — по-своему крепко выругался дед.
И стал принимать меры. Он ковырял в кране проволокой, крутил шилом — ничто не помогало. Тогда обмотал кран тряпкой, чтобы не обжечь губы, взял его в рот и дунул изо всех сил. Кипяток из пузанчика вы-рвался через крышку наружу и прямо на дедов лоб. Ошпаренный, он отскочил от самовара и на чем свет стоит начал бранить пузанчик: «Ух ты, лобтвойдать, стюль окаянный!» Обозвал самовар кривоногим балбесом, худым бараном и сгоряча же плюнул на него.
Дарья с испугу шмыгнула шолнышу и не показывалась, пока слышалась дедова брань. Потом сунулась в чулан и принесла крынку с ворванью. Знала, что топленое тюленье сало хорошо помогает от ожогов. Дед дал смазать лоб и завязать чистой белой тряпицей.
Так плачевно на этот раз закончилось воскресное чаепитие у Кузьмы.
...Приближался вечер. Дед, слышно, постукивает топориком на повети. Дарья пребывает в нерешительности. Время приближается к вечернему чаепитию, а греть ли ей сегодня пузанчик? И все-таки осмелилась узнать. Чуть-чуть приот-крыв дверь на поветь, робким голоском тихонько спросила:
— Дедко, ставить ли самовар-то?
— Куда, к водяному, денисся. Ставь, ставь! — уже умиротворенно ответил дед.
Потом Кузьма где-то раздобыл средство от накипи и освободил кран от коварного нароста. И долго еще служил верой и правдой отливающий золотом медный пузанчик.
Василий СОСНИН

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Пузанчик
Дата публикации: 13 мая 2009

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia