- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

ДЕЖУРНЫЙ КРИТИК

Макияж для Штирлица

Автор Марина Васильева дата: 18 мая 2009 @ 17:42 в Культура | Комментарии отключены

Где уж тут думать о секундах свысока, если каждая секунда колоризации легендарной киноэпопеи «Семнадцать мгновений весны» обошлась в 50 долларов США, каждая минута — в три тысячи. Неудивительно, что многие задались вопросом: а оно того стоило?
Руководство телеканала «Россия» всячески подчеркивало плачевное состояние оригинала, износившегося за 35 лет: в таком виде фильм никак нельзя показывать в праздник в прайм-тайм. И новое поколение, выросшее на спецэффектах и объемном звуке, якобы совсем не воспринимает черно-белое кино.
Вообще-то существует и отреставрированная цифровая версия: в 1998 году студия «Крупный план» выпустила фильм, почищенный от треска и царапин, на шести дисках в качестве DVD-9. И те представители нового поколения, которые в принципе проявляли интерес к теме, принимали кино именно таким, каким его задумала режиссер Татьяна Лиознова в 1973-м.
Но телеканал «Россия» решил «догнать и перегнать Америку», раскрасившую «Касабланку» и «Кинг-Конга». Проект возглавил первый заместитель гендиректора телекомпании Александр Любимов. В работе, длившейся три года, приняли участие около 600 специалистов из пяти стран (Россия, США, Корея, Китай, Индия), были задействованы как сложные компьютерные программы, так и покадровая раскраска вручную.
Результат все желающие имели возможность оценить. Кому-то новая версия понравилась; некоторые молодые люди признавались, что раньше смотреть фильм у них духу не хватало, а тут приобщились. Но больше звучало критики.
Во-первых, собственно цвет. Черно-белое кино, как и черно-белая фотография, особый жанр. Т. Лиознова намеренно выбрала его для создания эффекта документальности, чтобы игровые кадры органично стыковались с кинохроникой. Все было увязано в едином стиле: строгая графика, «информация к размышлению», голос Копеляна за кадром...
Почему она сейчас дала согласие на колоризацию? Не исключено, просто от безысходности: её могли убедить, что колоризация — единственный способ привлечь зрителей к забытой ленте. В «забытость» своей эпопеи полупарализованная 80-летняя старушка могла поверить, ибо сама не была особо обласкана вниманием.
Из массы предложенных вариантов цветовой гаммы сама режиссер выбрала так называемый «арт-декор» — приглушенные тона. Как наименьшее зло, вероятно. Работа была проделана действительно титаническая, но при всей тщательности раскрашивания в конечном продукте сквозит неестественность — в цвете лиц, в оттенках теней. На статичных крупных планах — детальная прорисовка мелочей, подчас отвлекающая внимание. В движении — цветовые пятна иногда запаздывают за контуром.
Что там еще усовершенствовано? Картинка теперь заточена под широкоформатный экран — и не только за счет наращивания по бокам. Сверху и снизу изображению сделали обрезание. И по времени фильм порезан. Молодому поколению, по мнению «реставраторов», нужен экшн — и вот сокращены интонационные паузы, диалоги, хроникальные вставки, ускорен темп закадрового повествования. Чистый минус 200 минут. Ну и трехмерные анимированные папочки с личными делами — чтобы юные зрители не заскучали у экрана.
Что ж, если конечный продукт кому-то понравился (на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные), он имеет право на существование. А если раскраска раздражает — можно просто убрать цветность и прибавить контраст...
Право, лучше бы средства, затраченные на перекраску Штирлица, пустили на социальные программы для тех же ветеранов. А насчет адаптации мирового культурного наследия под современность — тут еще, как говорится, невспаханная целина. Народ уже шутит, что следует ждать озвученных Чаплина и Эйзенштейна, колоризации «Черного квадрата» Малевича, появления силиконовых губ у Джоконды и новых рук у Венеры Милосской... Кто знает? Если кто-то выделит деньги на подобный проект — разве у народа спросят?


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/05/18/makiyazh-dlya-shtirlica.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.