- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Судосборщик с характером

Автор Не определен дата: 19 мая 2009 @ 15:51 в Общество | Комментарии отключены

Это был Альберт Тимофеевич Максимов, Герой Социалистического Труда, сборщик корпусов металлических судов, работавший до выхода на пенсию в 1990 году в цехе № 7 Севмаша. Прежде мои попытки познакомиться с А.Т. Максимовым успехов не принесли, а узнал я этого интереснейшего человека только спустя десять лет. Причины? Причин не было, если не считать того, что он не любил говорить о себе много, а я почему-то осторожно относился к людям, которые носили имена Эдуард, Адольф, Альберт и похожие. Хотя Альберт Тимофеевич здесь был совершенно ни при чем. Дал ему имя отец (тогда это было модно, особенно на Севере). Впрочем, батюшка церкви села Фетисово на Вологодчине дал ему при крещении имя Алфей, как и записано в церковной книге. А родился Максимов 20 мая 1935 года.
С августа 1936-го годовалый Альберт с родителями уже был на Судострое. Из рассказов матери Альберт Тимофеевич помнит: «Первое время жили на барже, позже переехали в монастырь, где были установлены топчаны. Между топчанами на натянутых веревках висели занавески, которыми и обозначался угол каждой семьи». Тимофей Максимов работал плотником на строительстве жилья в поселке и в 1937 году для своей семьи в доме на улице Советской получил комнату. Мать работала уборщицей. Налаживающаяся жизнь была сломана войной. Отца несмотря на инвалидность взяли в нестроевые войска. Трудно стало с продуктами. Работающие женщины получали на сутки 500 граммов хлеба, дети — 200. Продуктовые карточки не отоваривались, в городе свирепствовала цинга, и люди спасались от нее только настоем из хвойных веток. Дополнительными продуктами были колюшка, выловленная в протоках, да очистки от картошки, приносимые из столовой и высушенные на буржуйке.
В 1949 году Альберт Максимов, до 14 лет, как и многие молотовские подростки, ходившие босиком от весны до осени, надел крепкие ботинки и красивую форму учащегося ремесленного училища № 1. Он не мог налюбоваться на форму, а мать не могла нарадоваться на то, что сын был еже-дневно три раза накормлен. После учебы получил назначение в цех № 5 Севмаша.
Каждый день работы приносил новые радости и новые неприятности. При работе на лодках 611-го проекта он видел массу неувязок с технологией, нестыковку работ. Выполненная бригадой работа ждала, когда придут проверщики, установят на место цистерну, прочертят. После этой операции можно было обрезать, зачищать. Но если у бригадира нет контакта с проверщиками, нужно было ждать несколько дней. В чем причина этих провалов в непрерывности работ? Это мучило молодого рабочего, неравнодушного к итогам общего дела. В 1954 году отказался от сдачи на пятый разряд, так как работающих по нему «сажали» на бронь, освобождая от армии. Это не было в планах у Максимова, он имел желание пройти воинскую службу со своим годом призыва «как все или лучше».
Пройдя курсы шоферов, служил под Мурманском во взводе разведки. На дивизионных учениях, где участвовал полк, взводу из пяти автомашин, среди которых был и ГАЗ-63 Максимова, была поставлена задача: на вершину крутой сопки доставить щиты для строительства командного пункта. Преодолеть с грузом 200 метров по крутому склону, усыпанному валунами, было необыкновенно сложно. Из пяти машин только одна — Альберта — справилась с задачей (три не до-шли, одна опрокинулась). Максимова наградили знаком «Отличный шофер», и это был только второй знак в полку.
После досрочного увольнения в 1956 году в запас в связи с сокращением армии работал в цехах № 7 и 42, в бригаде до 100 человек, на изготовлении опалубки для домостроительных комбинатов. Работали в три смены, с низкой организацией производства. Отработав квартал, из-за низких заработков люди увольнялись. Друг Володя Орехов подал на расчет и попытался увлечь за собой Максимова. Но Альберт решил его отговорить, в надежде что когда-то этот бардак кончится. Не послушал его Орехов, сказал: «Работай, дурак. Лет через 25 из газет узнаю, что ты стал Героем». И уехал на родину.
В 1959 году стал семейным человеком, впятером жили в одной комнате. Стал на очередь, принял предложение переоформиться плотником в цех № 18 для работы на 24-квартирном доме народной стройки, который строил 7-й цех. Обещали комнату.
После вернулся в свою бригаду, которая собирала блок-секции АПЛ 658-го проекта. Делали всё — обшивку, переборки, шпангоуты; цистерны, настилы, фундаменты. Как на доме, только из металла. Это была первая советская подводная лодка с баллистическими ракетами и атомной энергетической установкой, головной образец сдан был флоту в 1960 году. Всего на Севмаше построено восемь таких кораблей.
В 1963 году Альберта Максимова назначили звеньевым, или вторым бригадиром, и первым в цехе по установке внутренних цистерн. Он контурировал цистерну на стенде, обрезал припуск, зачищал, заводил в секцию, ставил на штатное место. Это делалось по техпроцессу, который предусматривал разборку торцовых лесов для заводки цистерны, сборки их, снова разборки. При недостатке металлических лесов и плотников этот техпроцесс был проблемой для сборщиков. Детали на сборку с весового подавались навалом. В пролете работали несколько бригад, и всем был нужен кран. Пролет был завален собранными настилами, переборками, балками. Готовая продукция не отправлялась по разным причинам, неведомым сборщикам. Места сборки набора настилов, шпангоутов за бригадами не закреплялись. Не было определенных мест и для хранения инструмента.
Сборщик с характером Максимова не мог выдерживать такой «техпроцесс», что приводило к конфликтам. С 1963 года появился в цехе Михаил Николаевич Иванов. Он круто начал менять порядки, что приветствовалось такими, как Максимов. Участки были реорганизованы, специализировались на выпуске определенной продукции. В том же 1963-м был сдан новый корпус цеха — 7а, в который и перевели бригаду. Ей предстояло выполнять сборку цилиндрических блок-секций № 6 и 12 корабля нового проекта 667а. По нему был построен первый корабль второго поколения атомных подводных лодок (заводской номер 420). Для размещения в ней нового ракетного комплекса ее модернизировали по проекту 667Б, и всего Севмашем построено десять таких АПЛ. Большинство из них строились с участием бригады Максимова, которого назначили бригадиром. Кстати, М.Н. Иванов заставил всех бригадиров получить полное среднее образование в школе рабочей молодежи.
Появились результаты: не стало отставания изготовления конструкции от графиков, выросла производительность труда. Максимову присвоили пятый разряд по новой сетке, и он направил свой опыт и настойчивость на усовершенствование технологии по сборке блок-секции.
Против восстали мастер и начальник участка, но последний понял, что без этого движения вперед не будет. Из противников корректировки технологического процесса остался начальник технологического бюро, который не согласовал рационализаторское предложение Максимова. Тогда Альберт Тимофеевич выполнил работу по своей технологии: он настилы блок-секции собрал из трех кусков вне секции, а потом готовый настил ввел в секцию, чтобы убедить оппонентов, но и после этого требовали его наказать.
И он понял, что у него есть две дороги: одна — без проблем, если будешь со всеми соглашаться, а другая — отстаивание своей правды. Он выбрал вторую. Она длиннее, но надежнее, так как правда сама дорогу находит. И шел по ней, а начальник цеха говорил начальнику участка: «Максимов у вас неуправляемый снаряд».
Он сам понимал, что с ним трудно работать мастеру, начальнику участка, и в то же время по просьбам начальников участков, когда они просили взять в бригаду молодого специалиста, делал из него мастера настоящего. Решил бороться с рутиной через партийную организацию, подал заявление на вступление в КПСС. Прошел кандидатский стаж, приняли. А когда по его просьбе коммунист из их бригады выступил на партийном собрании, хорошо показав, что технологи стоят на месте уже пять лет, нажил новых врагов. Тем не менее все сложные работы поручали бригаде Максимова, к работам, которые выполнялись по часовому графику, поручались дополнительные. Было трудно, но бригада жила мыслями бригадира и от этого только крепчала.
Положение начало меняться после нескольких сложных работ, за которые взялся Максимов. При сборке модели корпуса АПЛ «Акула», представляющей собой трубу длиной 16 метров с установленными шпангоутами, собрали два подблока по восемь метров, и при стыковке подблоков в один корпус получилось, что второй подблок входит в первый. Ошиблись технологи: нельзя было варить шпангоут с усилением у монтажного стыка. Неделю комиссия собиралась у стыка, обсудила массу решений, как выйти из положения, но ничего другого не придумала, как срезать шпангоут, заказать новый, установить, заварить с одной стороны... Бригаде Максимова — срезать, сварщикам — убрать аустенитную сварку, сборщикам — зачистить корпус... А если при дефектоскопии будут обнаружены трещины? Во что это выльется и в деньгах, и во времени? Лето кончилось, модель должна быть на испытаниях... Начальник участка, участвующий в обсуждении технологического брака, поделился с Максимовым и спросил, сможет ли он сделать.
— Пусть уйдут, я сделаю по-своему, — ответил бригадир.
Комиссия удалилась. Максимов переговорил с бригадиром сварщиков Анатолием Чупровым, объяснил ему, как нужно исправлять брак, и тот согласился. При помощи зажимов и прихваток стыка корпуса состыковали. Анатолий Чупров во вторую смену предложил заварить стык, и совместно решили — заварить. Швы прошли рентген без замечаний. Утром комиссия пришла смотреть стык, а там работы все закончены.
Бригада Максимова работала и по заказам отдела капитального строительства. Ею выполнена контрольная сборка уникального затвора дока цеха № 55. Вес затвора 1100 тонн. Затвор перекрывает док шириной 78 метров. Для контрольной сборки этого мощного сооружения Максимов потребовал от руководства цеха только одно — освободить пролет цеха для нанесения осевой и перпендикулярной линий.
Вся заводская жизнь этого мастера своего дела, который, будучи бригадиром, рядом со сборщиками выполнял работы сам, полна такими примерами. Он авторитет завоевывал в цехе не словами, а трудом, никогда, если был прав, а прав был он всегда, не выгибаясь перед начальником.
А производственные споры для Альберта Тимофеевича Максимова в итоге заканчивались одним — пользой для здоровой производственной обстановки в коллективе бригады, участка, цеха. И объективной итоговой оценкой. За выдающиеся заслуги в создании новой техники (АПЛ проекта 941) указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1984 года ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. АПЛ этого проекта («Акула») он строил с 1981 по 1989 год. Всего на Севмаше построено за эти годы шесть кораблей.
В 1991 году Альберт Тимофеевич Максимов ушел на пенсию, оставив благодарность людям, с кем работал, и унес полученные за самоотверженный труд шесть правительственных наград, одиннадцать отличительных знаков, две грамоты министра судостроительной промышленности СССР, Почетные грамоты и благодарности директора предприятия.

Виктор ПЕТРУШИН


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/05/19/sudosborshhik-s-xarakterom.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.