- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Свети и грей, «Солнышко»!

В понедельник социальные работники отметили профессиональный праздник

Автор Мария Романова дата: 9 июня 2009 @ 13:14 в Общество | Комментарии отключены

Солнышко» согревает и привечает обездоленных детей уже почти 15 лет. Сегодня это современный центр с сильной базой (не зря же к нам ездят учиться, к тому же вскоре планируют придать центру статус опорно-экспериментального). В составе шесть подразделений: отделение приема и медико-психологического сопровождения, круглосуточного пребывания, дневной стационар, отделение социально-правовой помощи, помощи детям с ограниченными возможностями и научно-методическое. Каждый день в центре до 150 детей, теперь со всей области, в год через «Солнышко» проходят до 1400. Рассказывать о центре, его сотрудниках, проектах и воспитанниках можно бесконечно долго. Ведь за каждым детским взглядом здесь исковерканные жизни и сложные судьбы. Я была в «Солнышке» много раз, но каждый очередной визит открывает центр по-новому.

Кровь на рукаве
Наша новая экскурсия по центру «Солнышко» начинается с отделения приема и медико-психологического сопровождения. Здесь центр для себя начинают открывать и дети, которые попадают в «Солнышко».
— А что это у вас рука перевязана? — интересуюсь у заведующей отделением Елены Сапожниковой.
— Это она решила на себе испробовать то, с чем каждый день работает, — шутят коллеги.
Речь о порезанных венах. Режут часто, обычно девочки, обычно из-за неразделенной любви или ссор с мальчиками. Недавно одну такую Елена Николаевна буквально с унитаза сняла, та прятала окровавленную руку и никуда из туалета идти уже не собиралась. 20 минут разговора на унитазе, рана на руке, обернутой туалетной бумагой, рана в душе, затянутая психологом, слезы... Конечно, чаще всего это лишь демонстрация, уходить из жизни реально почти никто не планирует. Но от этого не легче. Работы у психологов и медиков много — дети в центр зачастую поступают крайне запущенные...

Но дети – это дети
Поднимаемся в группу круглосуточного пребывания для подростков. Настороженные взгляды, напускная развязность.
— О, фоткаться будем, — обрадовались мальчишки и бросились позировать в обнимку с воспитателем.
Галина Ануфриева работает в центре уже более 14 лет. Уникум почти: обычно воспитатели здесь надолго не задерживаются, выгорают эмоционально, слишком сложные дети.
— А я их люблю просто, всех, они ж как семья мне, — улыбается Галина Геннадьевна. — Конечно, все непростые, все со своими проблемами, но это же дети. Они априори замечательные.

В суд как на бой!
— У нас суд сегодня страшный, будет бой! — эмоциями встретили в правовом отделе.
Судебное заседание по лишению родительских прав мамы, которая отстранилась абсолютно от воспитания детей, перекинув заботы на старенькую бабушку. Мама открыто заявляет, что стирать, убирать, учиться и воспитывать детей — это глупость, есть в жизни интересы и поважнее. Но в суде будет биться за детей, потому что клейма лишенной родительских прав очень уж не хочется. Вот и разберись тут, что важнее.

Они точно особенные
В отделении помощи детям с ограниченными возможностями необычная тишина. Оказалось, ребята ушли на сеанс в кино. Обычно тут шумно и весело, несмотря на то, что дети сложные — с самыми разными патологиями. После занятий со специалистами результаты поразительные. Можно судить хотя бы по рисункам — вот Пашины, мальчика с ДЦП, вначале только точки и мазки, а некоторое время спустя настоящие картины, идеально выписанные.
— Вот только тесно нам уже здесь, — посетовал директор центра «Солнышко» Сергей Шувалов. — Городу нужен большой развивающий центр для таких особенных детей.

А родителям все равно
Заведующую отделом социальной помощи семьям с детьми, а по-другому — службой патроната, Юлию Мясникову мы застали буквально в дверях. Патронажу сидеть некогда, на учете 234 семьи, в них более 300 детей. В социально опасном положении находятся больше ста семей. Все на контроле, со всеми идет работа. Через что приходится проходить службе патронажа, в двух словах не опишешь: грязь, клопы с тараканами, вонь, агрессия. Случается, что подопечные чуть не с ножами встречают, мало ли что придет в убитый алкоголем мозг. Но самое страшное — это видеть оборванных, голодных, брошенных на произвол судьбы детей.
— Один из последних случаев — 10-летняя девочка в тяжелейшем состоянии попала в больницу, у нее диабет, жизненно необходимы инъекции инсулина и прочее лечение. А родителям наплевать, по сути, их больше выпивка привлекает. У девочки даже прописки в городе не оказалось, — рассказала Юлия Васильевна.

Настенька домой вернулась
— Вы знаете? Нашу Настеньку домой забрали! — воспитатель младшей группы Ольга Кулина не скрывала радости. — Мамочка взялась за ум, и девочку вернули в семью.
Семья — вот главная конечная цель всей работы центра «Солнышко». Нормальная полноценная семья для каждого ребенка. А трехлетняя Настенька была настоящий дичок, когда в «Солнышко» попала: ела руками, совсем не говорила, даже в туалет ходила, пардон, рядом с кроваткой. Через три месяца ребенка не узнала мать, когда воспитанная улыбчивая девочка сказала всем: «До свидания!»
Очень хочется надеяться, что свидания все-таки не будет. Что Настю будет воспитывать мама, что у других воспитанников «Солнышка» судьбы сложатся удачно. Но практика показывает, что без центра и его врачевателей душ нам пока никуда. Поэтому свети и грей, «Солнышко»!


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/06/09/sveti-i-grej-solnyshko.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.