Участники экспедиции в селе Куя. Фото А. Шаларева
Участники экспедиции в селе Куя. Фото А. Шаларева

Берега Александра Шаларева

Государство должно вспомнить о поморах

Мы сообщали, что лыжная экспедиция «Зимнегорские берега» благополучно завершилась. Восемь участников экспедиции прошли более 400 километров от села Долгощелье, что на Мезени, до Архангельска и побывали в 14 поморских сёлах и деревнях.


Руководитель экспедиции Александр Шаларев пришел в редакцию, чтобы поделиться своими впечатлениями от увиденного и рассказать о планах на будущее. А если учесть, что Александр Анатольевич по Летнему берегу уже прошел на лыжах по маршруту Онега — Северодвинск и на морских ялах в обратном направлении, возможны и уместны сравнения и параллели.
Помимо самого Александра Анатольевича, маршрут прошли студентки Елена Калинина, Оксана Казакова, промышленные альпинисты Артем Тарабукин и Павел Шаларев, временно неработающие Ирина Истомина и Елена Триханина и профессиональный спасатель Алексей Малыгин.
Долгий путь по Зимнему берегу в условиях поздней беломорской весны был непрост. Шли по снегу, шли по льду, обходя ропаки и промоины. Однажды ледовое поле, по которому шла экспедиция, оторвало от берега и понесло в открытое море — только сноровка и слаженные действия всех членов экспедиции помогли избежать трагедии.
Этнография была основной целью экспедиции — описать жизнь поморов ХХI века, рассказать об их жизни. Александр Шаларев подчеркивает, что история мезенской земли не такая древняя, как, например, история Онежского полуострова, но не менее загадочная и интересная. И связано это в первую очередь с разницей в климатических условиях. Мезень — это уже ледяное дыхание Арктики, это уже отсутствие лесов, а значит, и более суровые и повышенные требования к выживанию. Долгое время эти земли пустовали, и только приход староверов в 17-м веке оживил их. До их прихода русское население жило в основном вдоль реки Мезени и держало морские промыслы и торговлю с Мангазеей. Староверы же освоили беломоро-кулойское плато и основали прибрежные сёла Нижа, Койда, Майда, Мегра, Ручьи, Инцы, Зимняя Золотица. Местные жители хотя и не считают себя староверами, всё же являются носителями той культуры (обряды, взгляды на жизнь, отношение к природе, восприятие людей, предпочтения в видах деятельности, в символизме — до сих пор по берегам ставят староверческие кресты, причём не задумываясь, к какой вере они относятся, — просто делают так, как всегда здесь делали их предки).
О необычной встрече в старинном селе Койда Александр Анатольевич рассказывает особо увлеченно. Дело в том, что корни участника экспедиции Алексея Малыгина именно в этом селе. Его бабушка отсюда родом, часть селян носят фамилию Малыгины. Интересно, что предки Алексея еще в ХIV веке ходили «на Мурманы» (в Северную Норвегию). Родня его признала, организовали баню, чай с пирогами.
Хороший, добрый, открытый народ, но зачастую люди здесь не живут, а выживают. И самое страшное в том, что проблемы поморов с годами только множатся. Запрет на лов рыбы и морского зверя, проблемы с лесом, причём не только строевым, но даже и с дровами — один куб дров в среднем стоит около полутора тысяч. Отсутствие транспорта и коммуникаций не даёт возможности развивать сельское хозяйство — нет сбыта продукции. Достаточно сказать, что кроме отжившей свой век малой авиации сюда летом можно добраться только на барже. Александр Шаларев рассказал об этом плавсредстве:
— Баржа под громким названием «Беломорье» — посудина с контейнерами, оборудованными для пассажиров — приходит раз в месяц, и местными жителями иначе как «ржавое корыто» не называется. Но даже на это корыто билеты стоят огромных денег, да и купить их непросто. Причём эта баржа речная, непонятно, как её вообще выпускают в море. Зато при императоре Александре III четыре парохода за счёт казны совершали регулярные рейсы по всему побережью Белого моря с весны до поздней осени.
Есть еще одна проблема, о которой немодно говорить, — межнациональная неприязнь. Дело в том, что люди, живущие в одних и тех же климатических условиях, разделены законодательством по национальному признаку. Ненцы считаются коренным, малочисленным народом и имеют множество льгот, государственную и международную поддержку. Всего этого лишены живущие рядом поморы. Например, при средней зарплате в колхозе около четырех тысяч пособия для ненцев превышают эту сумму раза в полтора. Уравнять бы их в правах, и проблемы не будет.
Но главная беда для живущих здесь людей — это хищническая эксплуатация земель мезенских. Койдинский полигон падения ступеней ракет, запускаемых с космодрома «Плесецк», десятки лет ждет рекультивации, а гептил продолжает убивать все живое. Река Зимняя Золотица, где добывают знаменитые архангельские алмазы, по сути, уничтожена. Да, более чистого способа добычи алмазов еще не придумали, но, как подчеркнул Александр Шаларев, одного месторождения имени Ломоносова (издевательство над великим помором) мало, теперь хотят и второе вводить — имени Гриба, что окончательно добьёт беломоро-кулойское плато. Обидно сознавать, что из 14 поморских сёл, где побывала экспедиция, шесть уже перестали таковыми быть. Остальные находятся в стадии «затухания». То есть налицо процесс исчезновения поморов как общности.
Конечно, выводы, которые сделал организатор и руководитель экспедиции «Зимнегорские берега», печальны, но хорошо уже то, что у Александра Анатольевича есть возможность рассказать об этом походе, о проблемах поморов школьникам и студентам города, представителям экологической общественности, наконец обратиться к властям области. И готовить новую экспедицию. Александр планирует зимой пройти на лыжах по Поморскому берегу Белого моря от Онеги до Кеми.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Берега Александра Шаларева
Дата публикации: 16 июня 2009

Автор(ы): Александр Ширшиков   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 255
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia