У деда и внука одна специальность. Фото В. Бербенца
У деда и внука одна специальность. Фото В. Бербенца

Плечом к плечу с учёными

Как электромонтажники помогали академикам АПЛ строить

Отмечая 50-летие строительства первой в стране АПЛ, СМИ почему-то «не заметили» работы электромонтажников. А между тем именно они «сплели» из кабелей нервы корабля, оживили главную энергетическую установку (ГЭУ), состоящую из трех отсеков: реакторного, турбинного, электроэнергетического, включая пост ГЭУ.


В этом новом деле все было впервые и для рабочих, и для инженеров, и для ученых, и для подводников. Работали в Обнинске на стенде опытные, но совсем несолидные по возрасту судовые электромонтажники молодого предприятия ЭМП-8 — Н.П. Вахромеев, И.А. Архипов, П.М. Нехлебаев, Г.Д. Чертополохов, А.К. Губин, В.А. Полушин. Самостоятельно. Виктору Полушину довелось работать на стенде ГЭУ более года, до окончания пусконаладочных работ.
Однажды поздно вечером Виктора вызвали на стенд — там не могли запустить главный циркуляционный насос первого контура (ГЦНПК). При пуске электродвигатель снижал обороты и останавливался, или, как говорили специалисты, «опрокидывался». Управление в ту пору было ручным, требовалась значительная физическая сила в руках и сноровка, чтобы, синхронно управляя двумя преобразователями и двумя реостатами, по приборам с высокой точностью проводить их регулировку.
Насос впервые испытывался на разных режимах расхода воды первого контура реактора. Руководил испытаниями лично академик Анатолий Петрович Александров.
По просьбе академика Полушин запустил насос, сделал несколько экспериментальных пусков и регулировок на разных режимах. Ученый попросил электромонтажника сделать искусственное «опрокидывание», внимательно наблюдая, почему это происходит. Его вывод был однозначным: для такой ответственной установки нужно надежное автоматическое управление, ведь на флоте умельцев, как Полушин, поискать... А он пока один. Академик заметил: такие спецы помогают экономить месяцы труда, а порой и годы, и предложил электромонтажнику постоянную работу на испытательном стенде, квартиру в Обнинске и хороший оклад.
Но Виктор, ему тогда еще и 30 не исполнилось, закончил испытание электрооборудования, принял участие в первом физическом пуске опытного реактора для АПЛ, вернулся в родной коллектив. Впоследствии он был награжден орденом Ленина за участие в создании первой АПЛ.
Проблема пуска и устойчивой работы ГЦНПК была решена на стенде в Обнинске. А вот надежное автоматическое переключение электроэнергетической системы с основного источника питания на резервное долго не давалось. Предложенная система не оправдала надежд. В феврале 1958 года произошло ЧП. Упало напряжение в силовой сети корабля, аккумуляторная батарея не «подхватила» нагрузку. Погас свет, отключились масляные насосы, подшипники вышли из строя. Оказалось, сгорел ошибочно рассчитанный плавкий предохранитель при максимальной нагрузке в момент переключения с генератора правого борта на левый. Замена подшипников главного турбозубчатого агрегата потребовала месяца работы и немалых затрат. Высокая комиссия, выявив более десятка недоработок, виновника не нашла. Объяснила новизной, сложностью и секретностью, ведь каждый исполнитель знал только свое звено, а общая технологическая цепь — тайна.
Проблему решила установка сульфаточных устройств на полупроводниковых германиевых выпрямителях (вентилях). На это изобретение молодой и засекреченный физик Жорес Алферов затратил полгода. Он не раз бывал на первом атомоходе в Северодвинске и был счастлив, что его изобретение отлично работало. Сегодня Жорес Алферов — ученый с мировым именем, лауреат Нобелевской, Государственной премий, но первый в своей жизни орден — «Знак Почета» наш земляк (в детстве жил в Архангельске на ул. Ломоносова,13, кв. 48) получил за сильноточные германиевые вентили на АПЛ «Ленинский комсомол».
В.Н. Полушин еще год ходил на подводной лодке на испытания. Ее готовили к плаванию подо льдами. Первая попытка плавания подо льдами не удалась, погнули перископ при неудачном всплытии. Именно тогда стало ясно, что даже уникальный профессионалсамородок не сможет заменить электронику. И она пришла на корабли. Лодка всплыла на Северном полюсе со второй попытки (кстати, американский «Наутилус» — с пятой).
Говорят, экипаж под руководством Л.Г. Осипенко вытворял чудеса управления лодкой. Она проделывала такие маневры, на которые впоследствии даже наложили запрет. Корабль был безукоризненно управляем в умелых руках, ведь первый экипаж состоял из асов-подводников. Когда корабль пришел с испытаний, Полушин принимал участие в его ремонте уже в должности мастера. Потом в должности ответственного сдатчика по электрочасти сопроводил лодку в качестве боевого корабля по проекту 627А на место постоянного базирования в Западную Лицу.
Судьба свела Полушина с кораблем и в третий раз. АПЛ «Ленинский комсомол» пришла на ремонт на Севмаш после пожара в первом отсеке, когда погибло 38 членов экипажа. «Голос Америки» тогда передал, что «Ленинский комсомол» выведен из боевого строя на многие годы, а может, и навсегда. Это было в сентябре 1967 года. Старший мастер В.А. Полушин проявил высокие организаторские способности при возвращении лодки в строй. И 7 ноября того же года первенец атомного флота «Ленинский комсомол» возглавил парад Военно-морского флота на рейде Североморска.
Сейчас Виталию Андреевичу идет уже 80-й год, а эстафету деда подхватил внук Андрей, учащийся ПУ-38.

Владимир ЧЕЦКИЙ, мастер ПУ-38, ветеран ОАО СПО «Арктика»

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Плечом к плечу с учёными
Дата публикации: 22 июня 2009

Автор(ы): Не определен   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 231
Рубрика статьи: Звездочка

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia