Кому достанутся дворцы?

Военно-морские училища переводят в Кронштадт

Ещё в конце прошлого года штаб Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ) перебрался в Итальянский дворец Кронштадта, освободив занимаемые им три этажа в восточном крыле здания Адмиралтейства.


Чуть раньше из здания Адмиралтейства в Пушкин (Царское Село) был переведен Военно-морской инженерный институт (ВВМИУ имени Дзержинского). И никто из принявших это решение не задумался над тем, что при передислокации ВМИИ в Пушкин придется в течение десятилетия создавать заново уникальные учебно-тренировочные комплексы, которые без нарушения их работоспособности демонтажу не подлежат.
Кто-то пытался объяснить решение по Адмиралтейству планируемым переводом Главного штаба ВМФ из Москвы в северную столицу, но перевод приостановили, а возможно, и отменили — не хотят офицеры и адмиралы уезжать из Москвы. И здание Адмиралтейства «повисло» в воздухе, хотя ремонт там идет полным ходом.
Дальше — больше. Принято решение о переводе всех военно-морских учебных заведений за пределы славного города Петра. Точнее — в Кронштадт. Это и главный военно-морской вуз страны, в стенах которого грызли гранит наук военных несколько поколений русских флотоводцев, среди которых Иван Крузенштерн, Федор Ушаков, Павел Нахимов, Николай Кузнецов... Кому-то достанется роскошный особняк на Набережной лейтенанта Шмидта. Переводят с Лермонтовского проспекта и «пристегнутую» к Морскому корпусу Петра Великого кузницу отечественного подплава — «Ленком». Переводят и расположенный в Петродворце в зданиях бывшего императорского пажеского корпуса Военно-морской институт радиоэлектроники имени Попова. «Безымянный» Военно-морской инженерный институт в Пушкине («Дзержинка» плюс ВМИИ имени Ленина) ждет та же участь.
Против этого перевода выступают многие офицеры и адмиралы, правда, большей частью находящиеся в запасе. Те, кто еще служат, предпочитают помалкивать, так как опасаются не «вписаться в новый облик» ВС России. Недавно бывший командующий Балтийским флотом адмирал Виталий Иванов прямо заявил: «Сегодня подготовка офицеров отвечает поставленным задачам. Зачем тратить миллиарды на перевод? Давайте потратим эти деньги на строительство новых подводных лодок или на развитие этих училищ».
Кстати, от перевода военно-морских училищ в Кронштадт
предостерегает Валентину Матвиенко даже известный кинорежиссер Александр Сокуров: «Сегодня там создается настоящая резервация военных учебных заведений, что нарушает морские традиции северной столицы. Эти традиции были заложены не нами, и не нам их нарушать. Будущие моряки должны видеть тех, кого они защищают, а мы должны видеть их».
Недавно я побывал в родном училище имени Попова. Ощущение, будто все уже «сидят на чемоданах».
Капитан II ранга запаса Владимир Баранов, проходивший службу в нашем городе, обратился к президенту России Дмитрию Медведеву с обращением, где высказал обеспокоенность по поводу перспектив ухудшения качества военного образования в случае перевода военно-морских училищ в Кронштадт. И получил ответ за подписью заместителя Главкома ВМФ адмирала Александра Татаринова: «Выражаю Вам свою признательность за обеспокоенность судьбой военно-морских учебных заведений г. Санкт-Петербурга. Президентом Российской Федерации 20 сентября 2008 года утвержден перспективный облик вооруженных сил Российской Федерации на период до 2013 года, который предусматривает поэтапное сокращение воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, что приведет к уменьшению общей ежегодной потребности в их подготовке более чем в два раза. В настоящее время Главным командованием Военно-морского флота подготовлены предложения по созданию крупного военно-морского учебно-научного центра на базе военно-морских учебных заведений и научно-исследовательских организаций. Целью создания новой образовательной системы определено обеспечение условий для достижения нового качества военно-морского образования».
Замечу: практика показывает, что новое — не означает лучшее. Например, решение о переводе Военной академии радиационной, химической и биологической защиты из Москвы в Кострому привело к тому, что из 25 докторов наук, работавших в ней на момент передислокации, ни один не переехал в Кострому, а из 187 кандидатов наук — лишь 21. Трое из знакомых мне преподавателей
ВМИРЭ имени Попова заявили, что в Кронштадт не поедут.
Есть еще одна сторона в этом деле о переводах. Соглашение о создании на острове Котлин учебно-научного центра ВМФ подписали губернатор Валентина Матвиенко, министр обороны РФ Анатолий Сердюков и глава Внешторгбанка Андрей Костин, о чем тут же сообщил журналистам питерских СМИ глава администрации Кронштадтского района Александр Горошко. Получается, что Минобороны убирает военно-морские учебные заведения из Санкт-Петербурга, администрация города раздает подряды на строительство, а ВТБ выделяет под это деньги. Только под какие гарантии банк предоставит средства? Может, под часть освобождаемой недвижимости? Или не под часть?
Александр Кузьмин, в недавнем прошлом офицер аппарата Минобороны, долгое время служивший в Северодвинске, по вопросу перевода сказал: «Мнение однозначно отрицательное! Это все равно что Эрмитаж перевезти в Кремль! Со своей историей расправляются только те, кому она безразлична! Любые реформы должны быть направлены на повышение эффективности функционирования существующей системы, а не наоборот. В изменении места дислокации учреждений превалирующим фактором должен быть человеческий и технологический. Ведь именно люди и наработанная организация взаимодействия и кооперации определяют успешность решения поставленных задач».
Конечно, ломать — не строить. Тем более строить дворцы и особняки в центре Санкт-Петербурга и в живописнейших пригородах не придется — их нужно только отремонтировать. И передать... Кому?

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Кому достанутся дворцы?
Дата публикации: 30 июня 2009

Автор(ы): Александр Ширшиков   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 255
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia