- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

ДЕЖУРНЫЙ КРИТИК

Театр на перепутье

Автор Владимир Тикус дата: 30 июня 2009 @ 15:41 в Культура | Комментарии отключены

Сегодня в этом плане все обстоит более-менее благополучно. Перепутье, о котором я веду речь, творческое. На этой стезе в театре все как-то смутно, неопределенно, неоднозначно... Нет, в репертуаре все четко: уже третий сезон количество спектаклей равняется шести, на афише обязательно присутствует постановка из классики или, так скажем, условной классики (к примеру, пьесы Григория Горина, которыми театр в последние годы активно увлекается), две сказки для детей, «серьезный» спектакль и комедия из французской или русской жизни. Но все равно в конце каждого сезона — ощущение недосказанности.
Очень хочется каждый раз, приходя в театр, ощущать мурашки восторга на спине, слезы грусти на щеках и смятение сердца при виде добротной, искренней работы режиссера и актеров. К сожалению, такое бывает не всегда. Интересные актерские и режиссерские работы не то чтобы редки, но как-то недоделаны, недодуманы. Последний спектакль, который потряс до глубины души — «Очень простая история» 2003 года. Нет, были с тех пор вполне приличные работы, но трогали не в пример меньше. Душа, что ли, зачерствела с возрастом или все-таки дело в режиссерах?
Неужели нет пророка в отечестве своем? Да в том-то и дело, что иных уж нет, а те — далече. Звездные фамилии больше не мелькают в афишах театра, а новички, честно скажем, не впечатляют. Так же как и разовые работы бывших главных режиссеров — Вячеслава Иванова, Анатолия Шпаковского. Вспомните, неравнодушные к театру, Сергея Сушенцева, Валентина Ярюхина, Игоря Жетинёва. Какие «конфетки» выходили из их творческих мастерских! Увидим ли мы их работы еще когда-нибудь?
Два сезона отработал в театре главный режиссер Олег Куртанидзе. Положительные сдвиги, безусловно, имеются, хотя слышал, что часть актеров главрежем недовольны. Но это все внутренние дела театра, которые к нашему разговору не имеют отношения. Работы Олега Амирановича неравнозначны, но у него есть стиль, он может как-то легко и просто сказать о сложном. Визитная карточка Куртанидзе — насыщенность спектакля символами, а также сквозной временной прием. При всех положительных моментах особыми творческими изысками работы Куртанидзе не фонтанируют, от спектакля к спектаклю он повторяется.
В завершившемся 72-м сезоне Олег Амиранович поставил три спектакля. Гоголевская «Женитьба» вы-шла лучше всех остальных спектаклей сезона. Хотя действо представляет собой лубок, трагические нотки в комедии слышны отчетливо. Характеры яркие, живучие и ползучие. Безумие, одержимость идеей показаны реалистично. Сказки «Королев-ский бутерброд» и «Волшебник Изумрудного города» интересны, но страдают от излишних сцен и невнимания режиссера к деталям (особенно это касается «Волшебника»).
Режиссер из Москвы Петр Гилев уже несколько лет подвизается в театре и, на мой взгляд, имеет страсть к гигантомании. Это и использование грандиозных многолюдных пьес, на которых и актеров-то в театре не хватает, и безбожное растягивание времени спектакля. Впрочем, оппоненты мои в споре приводили такой довод: в столичных театрах, бывает, постановки идут по пять часов. Но ведь и ставят-то люди куда более талантливые. К тому же есть хороший древний афоризм: «Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно». Понятно, что очень хочется поставить такое зрелище, чтобы зритель от восторга захлебывался: «Уррря!!!» Но этот уход в зрелищность на корню уничтожает художественную ценность детища, привносит сплошные нестыковки, а порой и откровенную нелепость. Прямое отношение к вышесказанному имеет спектакль «Шут Балакирев», который открывал сезон. Он имеет столько ляпов (как технических, так и исторических), столько творческих пропастей, что вызывает резкий протест, и говорить о нем особенно не хочется. Другая работа Гилева в сезоне — «Орнифль» — поприличнее, но, пожалуй, стала такой лишь за счет хороших актерских работ. Да еще контраст между обаянием и лицемерием режиссер выстраивает более-менее убедительно.
Один спектакль — «Азалия» — под занавес сезона выпал на долю Олега Пронина, который ранее уже довольно удачно отметился «Афинскими вечерами». Парадоксальность, которая кричит со страниц пьесы, в постановке «Азалии» исчезла напрочь, и в итоге мы получили практически водевиль. Но речь-то шла о серьезном — об одиночестве, утраченных иллюзиях. Не спектакль это, а воздушный замок.
Что касается актеров, то заметен рост молодых — Виталия Стеблецова, Ольги Вавиловой, Павла Варенцова, Вадима Мизина, Юлии Зарецкой. Впрочем, у кого-то не рост, а продвижение. Из «стариков» активно работают Сергей Черноглазов, Сергей Варнашов. Отдельный разговор о Сергее Семенцове и Анне Венгерович. Они восхищают буквально каждой своей ролью. Кажется, что нет для них границ в творческом перевоплощении.
Понятно, что театр ищет, ошибается и начинает все заново. Но хочется, чтобы внимание этим процессам уделялось более значительное. Говорят, в природе все обновляется раз в семь лет. Очень надеюсь, что в следующем сезоне театр поднимется еще на одну ступеньку.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/06/30/teatr-na-perepute.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.