- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Рыцарь морей и муз

Автор Не определен дата: 1 июля 2009 @ 14:16 в Общество | Комментарии отключены

Так две реки всегда со мною.
И с ними ноша лет легка.
Одну из них зовут Двиною,
Другую — Памяти река.

К родителям Леонид Георгиевич всегда относился с трепетным уважением. Он знал свою родословную по отцовской линии до четвертого колена. Для мужчин рода Шмигельских традиционными были имена Леонид и Григорий. Родословная семьи Шмигельских оформлена в виде прекрасно выполненной книги — профессионально переплетенной, с золотым тиснением, в специальном футляре, с любовно подобранными сюжетными фотографиями и иллюстрациями. В этой книге история семьи наложена на канву глобальных исторических событий начала ХХ века: первой мировой войны, революционных событий 1917 года, гражданской войны.
Сложной и неординарной была судьба Григория Леонидовича. Он родился в пограничном городке на территории Польши, где располагался военный госпиталь — место службы отца. Пройдя все тяготы жизни тех смутных лет, стал высококвалифицированным морским юристом. Он автор учебников по морскому праву, выпущенных Всесоюзным издательством «Морской транспорт» в 1957 и 1962 гг. После смерти отца в 1980 году Леонид Георгиевич безвозмездно передал несколько сотен книг по морскому праву в научно-техническую библиотеку СоюзморНИИпроекта Советской Ассоциации Морского права. Об этом свидетельствует небольшая заметка, опубликованная в «Северном рабочем» 31 марта 1984 года.
В 20-е годы судьба привела Г.Л. Шмигельского в Архангельск, где в 1929 году родился его сын Леонид — будущий корабел и краевед (в свидетельстве о рождении записано отчество — Георгиевич). В суровые военные годы семья Шмигельских бедствовала, как и тысячи других в Архангельске.
А память, ошалев вконец,
Все бередит те годы...
Как дар несет домой отец
Столовские отходы...

Тринадцатилетним подростком Леонид пошел работать на буксир «Либава». В своей книге «Юнга с Либавы» он вспоминал разговор с отцом в мае 1943 года: «Пойдешь работать на буксир. Там морской паек. Хватит голодать с детской карточкой...». Леонид был единственным ребенком в семье архангельских интеллигентов, и решение родителей направить сына-шестиклассника на тяжелую работу далось им с большим трудом.
Проведенные на буксире «Либава» семь месяцев принесли ученику матроса не только рабочую карточку, но и серьезную закалку и бесценный жизненный опыт. Позднее Леонид Георгиевич вспоминал: «Я проникся глубоким уважением к морякам. Испытал чувство восхищения при близком знакомстве с кораблями. К последним стал проявлять подлинный интерес...». Этот интерес Леонид Георгиевич пронес через всю жизнь.
С большим теплом Л.Г. Шмигельский вспоминал годы учебы на судостроительном отделении Архангельского мореходного училища, которое он закончил с отличием в 1948 году. Со страниц его книги «Воспоминания курсанта мореходного училища» образно и ярко встают будни курсантов 40-х. Огонь «дружбы, рожденной в кубриках» с годами не потух. Леонид Георгиевич был инициатором многочисленных встреч выпускников Архангельской мореходки. О курсантском братстве красноречиво свидетельствуют автографы друзей, нанесенные на белую форменку — «единственную вещь из одежды, которая сохранилась с той далекой и трепетной поры». Об этой форменке, также представленной на выставке в музее, сам Леонид Георгиевич говорил так: «Она определяла принадлежность каждого к особому братству...».
О качествах, проявленных во время учебы, говорят строки архивных документов: «Исключительно способный и технически грамотный курсант», «особо отличившийся». Выпускника Шмигельского, обладателя диплома с отличием, направили на учебу в знаменитую «корабелку» — Ленинградский кораблестроительный институт. Это была кузница корабельных кадров для всего Советского Союза. Немало выпускников этого института пополнили ряды инженеров на заводе № 402: «...отчаянный десант из ЛКИ сюда был министерством брошен». Леонида Георгиевича также судьба привела в Молотовск в 1954 году.
Молотовск подарил Леониду Георгиевичу счастье всей его жизни. И в радости, и в беде прошла с ним до конца его пути жена Валентина Константиновна. Много стихов посвятил ей Леонид Георгиевич:
Как знать,
что в жизни суждено,
Судьба в какие
нас забросит сети.
Но свято верю лишь в одно,
одно:
Ты — лучшее мое
на этом свете!..

В 1961 году Л.Г. Шмигельский начинает - работу на Севмаше. Он прошел путь от инженера-конструктора до начальника бюро.
Труд Леонида Георгиевича отмечен многочисленными наградами. В наши дни нет былого уважения к званиям «Ударник коммунистического труда», «Победитель социалистического соревнования», но Леонид Георгиевич гордился этими наградами, считая их вполне заслуженными.
Параллельно много сил и времени Леонид Георгиевич отдает общественной и преподавательской работе: член партийного бюро КО Севмаша, председатель правления общества «Знание», конструкторского отдела, лектор-международник, преподаватель втуза. А для души — незабываемые встречи с друзьями.
После выхода на пенсию в 1984 году Леонид Георгиевич начинает активно заниматься историко-краеведческими исследованиями. Его публикации посвящены истории северного мореходства и судостроения, историческому прошлому Севмаша, Северодвинска, Архангельского края. Л.Г. Шмигельский является одним из основных авторов сборника «Северодвинск. Испытание на прочность», изданного к 60-летию города.
Круг интересов Л.Г. Шмигельского не ограничивался только краеведческими рамками. Его привлекала жизнь выдающихся людей: поэта Александра Блока, императрицы Александры Федоровны, кораблестроителя Н.Е. Кутейникова. Леонида Георгиевича можно назвать первооткрывателем темы об истории англо-русских отношений в XVI веке на Русском Севере. И почти все его открытия становились достоянием горожан со страниц тогда единственной городской газеты «Северный рабочий»
Леонид Георгиевич сочинял прекрасные стихи о городе и его людях, но печатал их мало, крупицы вошли в поэтические сборники. Многие так и остались рассеяны по личным архивам.
Дар увидеть великое и значительное в обыденном и повседневном, вечное — в кратком и сиюминутном привел Л.Г. Шмигельского в музей в начале 1990-х годов. В 1996 году впервые в музейной экспозиции мощно прозвучала ранее закрытая тема атомного подводного судостроения на Севмаше. Идея, высказанная В.И. Стуровой о показе подобных материалов в городском музее, нашла отклик в сердцах многих заводчан, в том числе и у Л.Г. Шмигельского. Он стал одним из научных консультантов и разработчиков концепции выставки «Северодвинск — флоту», посвященной 300-летию создания Российского флота. Тема «Первый порт России на Севере» — начало установления торговых и дипломатических русско-английских отношений в XVI веке — воплотилась в музее по его сценарию в 1998 году. Леонид Георгиевич был одним из инициаторов установки на Приморском бульваре памятного знака в честь прихода в 1553 году в Николь-ское устье корабля «Эдуард Бонавентура» под командованием капитана Ричарда Ченслера. Пламенный патриот города, Л.Г. Шмигельский вложил душу в создание экспозиции «Северодвинск — военно-морской форпост Отечества», которая открылась в музее в 1999 году и была посвящена юбилеям наших градообразующих предприятий. В последней работе большое участие принимал его друг и коллега Генрих Иванович Птицын.
Отдавая дань уважения и памяти талантливому человеку, Почетному гражданину Северодвинска, город-ской краеведческий музей, в рамках программы «Молодежь Северодвинска» 28 мая открыл выставку «Усердно служил кораблям и музам». В октябре пройдут фестиваль «Да здравствует курсант!» и краеведческие чтения для молодежи.
Надежда ПОПОВИЧ,
Любовь КАРПОВА,
научные сотрудники музея


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/07/01/rycar-morej-i-muz.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.