Корабел Севмаша Ю.П. Власов и уникальная находка. Фото автора
Корабел Севмаша Ю.П. Власов и уникальная находка. Фото автора
НАХОДКИ

Якорь из позапрошлого века


Карелию я освоил еще в середине 70-х. Стали ездить на станцию Вирандозеро за клюквой.


Неподалеку в старинном селе Нюхче (основано где-то в XII в.) располагался рыболовецкий колхоз, который имел даже собственные рыболовецкие траулеры для ловли рыбы и водорослей — ламинарии. Сюда за рыбой прилетал специальный вертолет. Поблизости от Нюхчи находится грунтовая дорога, которую местное население называет Государевой. По ней якобы под началом самого Петра I в XVIII веке перетаскивали корабли с Белого моря на Балтику. Вначале по этой дороге, потом по реке Нюхче, дальше по озерам.
Потом я стал ездить в Карелию на станцию Тегозеро (Тегоярва) за грибами, ягодами, на охоту, рыбалку. Лет пятнадцать назад отправились со мной Николай Колодешников и Николай Смирнов — оба пенсионеры, но еще полные сил и энергии. У нас на одном из озер были срублены изба, баня и сушилка для грибов. В один из погожих августовских дней Николай Смирнов поехал на резиновой лодке тряхнуть сети, но быстро вернулся и сообщил, что на глубине чуть более метра обнаружил якорь. Николай Колодешников быстро запрыгнул к нему в лодку, и вскоре они привезли находку. На кованом изделии, напоминавшем корабельные якоря XVII—XVIII веков, виднелось небольшое клеймо в нижней части, но разглядеть под слоем ржавчины, что на нем изображено, было невозможно. Вбили мы железнодорожный костыль в сосну, что стоит возле избы, и повесили якорь на него.
Прошли годы. Не стало моих друзей. История с якорем стала забываться. И вот как-то на даче растапливал я печь старыми газетами и наткнулся на статью об экспедиции, которая искала в лесах Карелии такелаж и оснастку кораблей Петра I. Не в одном же месте пытался молодой царь «прорубить» дорогу из Белого в Балтийское море. Помнится, ягринский турклуб «Беломорец» тоже ходил по Государевой дороге...
А может, и наша находка имела отношение к легендарной экспедиции Петра? Озеро, где мы нашли якорь, небольшое — до километра в длину и метров 500—600 в ширину. До моря километров сорок. В этом районе расположены еще четыре озера: Первое Сорокозеро, «наше» Второе Сорокозеро, Течозеро (течь— тащить) и Щукозеро.
От последнего до моря километров пять по ровной земле, ни одной сопки, редкий низкорослый лес. Когда-то здесь заключенные валили лес для постройки ветки Октябрьской железной дороги, и часть его сплавляли по озерам. Может, и наш якорь участвовал в этих сплавах? Лес сбивали в плоты. Заводили вперед якоря, с помощью лебедки тащили плот...
Но наш якорь — ручной ковки, а в советское время вручную якоря уже не ковали. Интересно и то, что между Первым и Вторым Сорокозерами есть рукотворный канал. Он до сих пор используется для перевозки грузов лодками. Неужели по маршруту, где, может, и впрямь государь пытался перетащить построенные в Соломбале корабли, чтобы на Балтике ударить по шведу?

Юрий ВЛАСОВ (пр. Труда, 6)

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Якорь из позапрошлого века
Дата публикации: 14 июля 2009

Автор(ы): Не определен   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 231
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia