«Юрий Долгорукий
«Юрий Долгорукий" Фото М. Воркункова

«Юрий Долгорукий»: смотрины в море

Главком ВМФ рассказал президенту России, чем должен отличаться эхолот от лохотрона

Российским, и не только, телезрителям впервые показали, как выглядит и держится в своей стихии новый подводный крейсер стратегического назначения, для которого создаётся ракетный комплекс «Булава».


Легальным поводом стало решение президента России Дмитрия Медведева выйти в Белое море, чтобы перед важным совещанием в Северодвинске своими глазами увидеть долгожданный корабль, проходящий сейчас заводские испытания. На катере главкома ВМФ адмирала Владимира Высоцкого и в его сопровождении глава государства и Верховный главнокомандующий приблизился к атомоходу, который находился в этот момент в надводном положении недалеко от заводской акватории Севмаша.
Выход в море был короткий, но даже за это время Дмитрию Медведеву, надо думать, успели рассказать, что испытания начались 19 июня и продлятся на специально оборудованном полигоне не менее двадцати дней. Еще до их начала главком ВМФ заявил журналистам, что «особое внимание будет уделено шумности». И здесь, как следует из его диалога с президентом, который попал в воскресную программу «Вести», обнаружились проблемы. Эхолот, которым принято измерять глубины, гремит «на весь океан», пожаловался главком. И это демаскирует корабль. Тут же выяснилось, откуда поступила на «Юрий Долгорукий» негодная система и назван разработчик-монополист — питерский «Океанприбор». Президент понимающе кивнул и предложил с такими безответственными поставщиками не церемониться, а искать замену...
Всего несколько реплик, которыми обменялись Дмитрий Медведев и Владимир Высоцкий, когда обходили на катере новый ракетоносец, дали специалистам богатую пищу для комментариев. И еще раз напомнили, в каких условиях создавался новый корабль, как выстраивалась под него научная и производственная кооперация. Ведь к 1996 году, когда на Севмаше состоялась его символическая закладка, существовавшая в рамках союзного Минсудпрома кооперация была практически полностью разрушена. По словам главного строителя Севмаша Андрея Дьячкова, ее восстанавливали в буквальном смысле по крупицам — совместными усилиями с проектантом — ЦКБ «Рубин», при поддержке Военно-морского флота и Министерства обороны.
В апреле 2007 года, при большом стечении высоких чинов — в погонах и без, «Юрий Долгорукий» был наконец выведен из стапельного цеха. И слова, которые произнес тогда генеральный директор ЦКБ морской техники «Рубин» Владимир Здорнов, многим врезались в память: «Этот корабль, как ребенок, рождался в муках, — признался он. — Нам предстоит еще научить корабль ходить, разговаривать, причем на очень серьезном и громком языке. Я уверен, что мы с этой задачей справимся».
Еще два года и два месяца «Юрий Долгорукий» находился у достроечной набережной. И то внимание, что было приковано к нему, вполне объяснимо: ведь это не просто головной корабль в новой серии ракетоносцев, но и вообще первая ракетная АПЛ, построенная в суверенной России. Последний раз подобный корабль проводили от набережной Севмаша девятнадцать лет назад. Чтобы таких перерывов больше не случалось, у России должна быть долгосрочная программа кораблестроения — адекватная мировым вызовам и соразмерная экономическим возможностям государства. Именно этому посвящалось закрытое совещание, которое провел президент Дмитрий Медведев на Севмаше после короткого выхода в море и первого знакомства с «Юрием Долгоруким».
«Юрий Долгорукий» (проект 955 «Борей»). Разработчик — ЦКБ морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург). Генеральный конструктор — Владимир Здорнов. Основное предназначение — носитель для 12 межконтинентальных баллистических ракет «Булава-30» (расчетная дальность — 8000 километров). Полное водоизмещение — 24000 тонн. Глубина погружения — 450 метров. Энергетическая установка — один реактор ОК-650В. Скорость — до 25 узлов. Экипаж — 107 человек.
Вслед за «Юрием Долгоруким» на Севмаше заложены и строятся по проекту 955 подлодки «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Всего к 2018 году планировалось построить восемь таких кораблей.

Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ
(«Российская газета» за 7 июля)

Полная версия материала — на сайте www.rg.ru

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: «Юрий Долгорукий»: смотрины в море
Дата публикации: 14 июля 2009

Автор(ы): Не определен   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 231
Рубрика статьи: Судостроение

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia