Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Корабли постоят и ложатся на курс…

Стратегический атомоход «Юрий Долгорукий» успешно провёл первый этап заводских ходовых испытаний

«Корабли, возвращающиеся с моря, цветами не встречают», — выплыла из юности фраза жены моряка на причале Владивостока. Цветов на дебаркадере Севмаша «Десна», конечно, не было. Царило всеобщее оживление, и все разговоры так или иначе шли об одном — о тех, кто проводит испытания АПЛ «Юрий Долгорукий и сейчас возвращается после 20-дневного похода в море. О тех, кто ждет их на берегу...


Возвращения с испытаний подводного крейсера ждали здесь же, на «Десне», заместитель главкома ВМФ России адмирал А.А. Татаринов, генеральный директор Севмаша Н.Я. Калистратов, представители смежных предприятий, контрагенты... А дома, не отрываясь, глядели в окна, у кого они выходят на море, жены, родные...
Заместитель гендиректора по военному производству А.А. Дьячков отвечал на вопросы журналистов с подкупающей открытостью. Настроение у «именинников» приподнятое. Шутка ли, первый сдаточный после 19-летнего перерыва стратегический корабль блестяще прошел первый этап заводских ходовых испытаний. При том что АПЛ — головной корабль нового проекта класса «Борей», замечания есть, но не глобальные. Специалисты уже прибыли на Севмаш, готовые заняться «мелочами». Проверены все предписанные системы — погружение и всплытие, корабль показал хорошие ходовые качества.
— Скорость, маневренность, как у «охотника», стратегам несвойственные. Лодка бесшумна, — с гордостью говорит Андрей Дьячков.— Конструкторы ЦКБ «Рубин» заложили в проект немало смелых и оригинальных решений. И они себя оправдали.
В смутном 1996 году, когда закладывался первый «князь», Андрей Дьячков был заместителем начальника 55-го цеха. На стапелях стояли корпуса недостроенных атомоходов. Именно тогда генеральный директор Д.Г. Пашаев выступил с далеко идущим предложением использовать под новые проекты уже готовые корпуса. Дружба с мэром Москвы Юрием Лужковым позволила дать идее реальный ход. В Северодвинске ждали на закладку главу президентской администрации Анатолия Чубайса и крестного отца будущего стратегического подводного крейсера Юрия Лужкова. Ожидание затягивалось. Самолеты, почти долетевшие до аэропорта, развернулись вдруг в обратный путь, потом вновь взяли курс на Архангельск. В кулуарах говорили: высокие гости не сошлись-де во мнении, кому первому с трапа самолета спускаться. Скорее всего шутка, но разногласия между ними, особенно по поводу приватизации, как говорится, имели место. Чубайса в 55-м цехе встретили свистом. «Зарплату давай»,— доносилось со стапелей.
А предложение Пашаева, считавшего, что рано или поздно правительство повернется лицом к подводному флоту, дало заметный эффект в наши дни. Задел позволил сэкономить тысячи тонн металла. Из 23 тысяч тонн 20 тысяч пошло на новые лодки.
Практически рос вместе с кораблем ответственный сдатчик Николай Семаков. Под его началом надежная команда, прошедшая обучение по широкому кругу, сплав опыта и молодости. Хорошо подготовлен экипаж.
— Бывали ли случаи, чтобы кто-нибудь отказался выйти на испытания? — спрашивают архангельские журналисты.
— Такого не припомню, — говорит Дьячков.— Сдаточные команды — это элита кораблестроителей.
— Ну и платят им больше за выход в море, — добавляет кто-то из заводчан.
— Платят, — соглашается Андрей Аркадьевич, — но дело не в деньгах. Понимаете, это особая работа — учить корабли ходить...
Дьячков пытается передать романтику, которая одухотворяет испытателей при неизбежном риске, изматывающей работе в перенаселенной подлодке: в дни испытаний число людей увеличивается в 2—3 раза. И эту романтику при огромной ответственности деньгами точно не измерить. Андрею Аркадьевичу это хорошо известно. Он и сам с 1983 по 1998-й ходил в сдаточной команде. «В море провел три года. Подводный стаж — год».
— И сейчас, думаю, они возвращаются с моря в состоянии эйфории, — говорит он.
...Чистый горизонт прочертила стрела перископа, потом показался круглый нос, и вот уже классический силуэт подлодки стал приближаться. Оранжевые точки обретали узнаваемые черты: «Вон Семаков. А это главный строитель Владимир Прокофьев, командир бригады Александр Журавлев... А где же командир корабля?» — беспокоились на дебаркадере.
— Да вот он сидит в черном, Владимир Ширин...
Ровные строчки швартовых команд, выстроенных на палубе, пришли в движение. Под негромкие команды капитана-диспетчера Валентина Усачева лодка сокращает расстояние. С обеих сторон улыбки. Николай Калистратов прокричал Прокофьеву:
— Владимир Александрович, ты знаешь, какая награда тебя ждет?
— Нет...
— Указом президента ты награжден орденом «За морские заслуги»...
И уже объясняет журналистам: «Таких в Архангельской области не более десяти человек».
Трап переброшен. Под звуки «Славянки» командир бригады подводных лодок, командир АПЛ сдают рапорты заместителю главкома, ответственный сдатчик — генеральному директору. Сквозь строй встречающих, пожимая на ходу руки, проходят члены сдаточной команды, экипажа. Внизу уже заполняется зал на нижней палубе. Не медля ни минуты, начинают обсуждение итогов испытаний. Пока краткое. Впереди серьезная работа над устранением замечаний. Счет идет на часы. Время испытаний дорого, и потому что лето на Севере коротко, и в финансовом плане. Впереди пять-шесть выходов в море. В декабре корабль передадут флоту.
Впереди новые корабли. Им бы ракеты еще...

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Корабли постоят и ложатся на курс…
Дата публикации: 17 июля 2009

Автор(ы): Раиса Евглевская
Кол-во статей у автора - 29
Рубрика статьи: Судостроение

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia