Тарелки из музейных фондов (СССР, 1920-е годы). Фото В. Бербенца
Тарелки из музейных фондов (СССР, 1920-е годы). Фото В. Бербенца
ЛЮДИ И ВЕЩИ

Политика на тарелке


В четвертое воскресенье июля работники торговли и общественного питания по традиции отмечают свой профессиональный праздник. Накануне хочется напомнить об интересной странице истории общественного питания, которая отражена в предметах из фондов Северодвинского городского краеведческого музея.


В настоящее время мало кто знает, что наряду с из- вестными нам Декретами о мире и о земле 8 ноября (27 октября) 1917 года В.И. Ленин подписал и Декрет об организации общественных столовых, контроле за их деятельностью и распределением продовольственных фондов. Тогда эта проблема стояла очень остро. Нужно было чем-то и где-то накормить большое количество людей. Общественное питание должно было стать важным фактором перестройки всего быта на новых, коммунистических началах, позволяющих сократить домашний труд, высвободить время для учебы, общественной деятельности и отдыха.
В первые советские годы вопросы развития общепита держались под конт-ролем органов центральной власти. Регулярно проводились Всероссийские продовольственные совещания и другие мероприятия. К контролю за организацией питания привлекались и сами рабочие.
В 1923 году было учреждено паевое товарищество «Народное питание» (Нарпит). В столовых Нарпита старались, чтобы обеды были вкусными, питательными и дешевыми. Средний обед содержал 1350 калорий (без учета хлеба), в то время как, обедая дома, рабочий получал всего 640 калорий. В частной столовой цена обеда доходила до 10 рублей, а в нарпитовской — всего 2 рубля, и рабочий тратил на обеды всего лишь 9—12% месячного заработка.
К началу 1925 года в стране действовало 510 таких столовых, которые были не только предприятиями питания, но и очагами культурно-просветитель-ской работы. Газеты того времени писали: «Наши столовые должны быть местом коллективного отдыха, тем уголком, который наряду с клубом заменит в новом обществе мещанский домашний уют старого быта».
Наряду с созданием столовых в городах стали появляться «красные трактиры», где можно было не только пообедать, но и узнать о новостях, прочитать газету, получить консультации. Основными их посетителями были приезжие крестьяне. Эти трактиры составили серьезную конкуренцию частным харчевням, чайным.
В соответствии с новым временем менялась и посуда. На тарелках появились серп и молот, красногвардеец, матрос со знаменем, а также революционные лозунги, агитационные призывы: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Кто не работает, тот не ест!», «Кто работает, тот и ест», «Не важно, что есть, а важно, с кем есть», «Только труд и труд до кровавых мозолей», «Кто не с нами, тот против нас». Наиболее яркие, интересные предметы посуды хранятся в музейных коллекциях.
В фондах нашего музея есть три тарелки, поступившие в разное время от разных дарителей. Их объединяет тема — история общепита. На фарфоре — перекрещенные колосья и сноп пшеницы, символ союза земли и фабрик (ромб с фабричными корпусами и трактор, едущий по полю), серп и молот. Привлекают внимание лозунги: «Общественное питание — путь к социализму!», «Общественное питание — под огонь рабочей самокритики!», «Общественное питание — путь к новому быту!».
Зачатки социалистического быта впоследствии получили широкое развитие. Тарелки-экспонаты — свидетели и свидетельства процесса формирования советского образа жизни.

Елена ЛУЦКОВСКАЯ, главный хранитель музея

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Политика на тарелке
Дата публикации: 28 июля 2009

Автор(ы): Не определен   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 231
Рубрика статьи: Культура

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia