ИМЯ В ИСТОРИИ ГОРОДА

Синьор Мамашин из “золотой клетки”


Ветеран СПО «Арктика» В.М. Чецкий рассказал совершенно удивительный случай из жизни Владимира Семеновича Мамашина, узника «золотой клетки» Ягринлага, стоявшего у истоков военного судостроения на заводе 402.


В 30-е годы Мамашина командировали в Италию в качестве старшего приемщика кораблей. Советский Союз закупал их в фирме «Ансальдо». Суда надо было проверить, испытать и привести во Владивосток. Красавец в форме советского морского офицера очень скоро стал настолько популярен в столице Италии, что как-то папа римский, проезжая в открытой машине, остановил ее, увидев окруженного горожанами иностранца. Понтифик предложил «синьору Мамашину» подвезти его. Когда они проезжали по улице, какой-то темпераментный итальянец воскликнул: «Ну, то, что в машине синьор Мамашин, я вижу... А кто это рядом с ним?»
В биографии этого удивительного человека самым невероятным образом переплелись события века. До Октябрьской революции Владимир Мамашин был рассыльным, продавцом газет, чернорабочим, бурильщиком, бетонщиком. До призыва на флот стал радистом учебно-минного отряда. На флоте вступил в большевистскую партию, в апреле
1917-го находился в отряде, встречавшем В.И. Ленина на Финляндском вокзале. 25 октября, в день вооруженного восстания, был назначен начальником команды матросов, которой поручили разводку Дворцового моста. Вбежал в Зимний вместе с матросами своего отряда.
«Когда добрались до Малахитового зала, где засело Временное правительство, то узнали: только что всех министров под конвоем вывели по другому выходу и отправили в Петропавлов-скую крепость. Мы еще долго «выкуривали» из разных укрытий юнкеров, которые не хотели сдаваться. Но покончили и с этим... Впечатляющая и необычная была картина. Рабочие, солдаты, матросы разгуливают по роскошным залам дворца, рассматривают люстры, вазы, камины, паркетные полы. Смотрят и удивляются, на лицах радость и удовлетворение: «Вот теперь-то уже, кажется, все!» (Из записок В.С. Мамашина)
Уже одного этого эпизода достаточно, чтобы внести имя Владимира Семеновича в анналы истории. Но жизнь его продолжалась... Многое удалось узнать сотрудникам Северодвинского краеведческого музея, которые встретились с вдовой Мамашина: она и сейчас живет в нашем городе. Антонина Михайловна передала в музей уникальные свидетельства, документы, интереснейшие воспоминания для выставки, посвященной сталинским репрессиям.
Среди документов, переданных в музей, есть воспоминания Владимира Семеновича, сделанные под диктовку Антониной Михайловной.
...Мамашин, блестяще справившись со своим заданием в Италии, мог рассчитывать на дальнейший рост. Но судьба инженера дала крутой зигзаг. Последовал нелепый донос завистника-сослуживца. Его исключили из партии на основании вздорного обвинения в том, что он якобы, выдавая себя за сына дворника, был потомком крупнейшего промышленника. Арестовали в Ленинграде 25 июня 1937 года. В санкции на арест написано, что старший военный представитель В.С. Мамашин исключен из партии за контрреволюцию, изобличен органами НКВД во вредительстве в области подводного флота.
«В пять часов утра спустился я по лестнице дома, где жил, сопровождаемый конвоем, сел в закрытый автомобиль, прозванный в народе «черным вороном». С узелком белья, с тремя пачками папирос, с 15 рублями денег в кармане. И повезли меня вдоль Невы по той самой набережной, по которой я шел в октябрьскую ночь разводить Дворцовый мост... Мне было предъявлено обвинение по ст. 58 за контрреволюционную агитацию. По 20 июля 1941 года я сидел в тюрьме «Кресты», а потом с группой технических специалистов был переправлен в Томск, затем в Пермь... И в том же году специальным постановлением Государственного комитета обороны решено было организовать строительство сконструированной нами еще в Ленинграде техники в одном из городов Севера. Туда я и был перевезен вместе с конструкторами С.И. Лодкиным, Л.Л. Битнером, Г.М. Райцыным и Д.М. Рывкиным». (Из записок
В.С. Мамашина)
В «золотой клетке» Ягринлага (так можно назвать пресловутый 20-й отдел завода 402, где работали высококвалифицированные специалисты-заключенные) Мамашин работал над созданием новой техники с 1942-го. Администрация завода ходатайствовала о его освобождении. Инженера условно-досрочно освободили в 1944 году. В том же году по делам службы он был командирован в Ленинград.
«Остановился у родственников жены, которая умерла в Омской тюрьме в начале войны. Обошел весь город. Ни друзей, ни знакомых не нашел... Все были арестованы в 1937—1938 годах или воевали... Закончилась война. Люди ликуют, а мы живем с паспортами, отмеченными 37-й статьей «Положения о паспортах», и чувствуем, что мы не люди... От тяжелых мыслей спасала только работа. Работали мы очертя голову, не жалели ни ума, ни физических сил. Годы шли». (Из записок В.С. Мамашина)
Так и остался навсегда в Молотовске-Северодвинске этот незаурядный человек. В 1957 году В.С. Мамашина реабилитировали и даже восстановили его партийный стаж с 1917 года. Здесь Владимир Семенович нашел свое личное счастье. Жена, у дочери Светланы Владимировны Носовой четверо детей. Во дворе, говорят, их так и звали скороговоркой — Левка, Вовка, Димка и Ленка. Хотелось поздравить эту семью корабелов с майскими праздниками. Затаив дыхание, набираем номер телефона. Молодой голос звучит так буднично:
— Мама и бабушка уехали в деревню до осени. Здесь, в городской квартире, о дедушке мало что напоминает. Все материалы переданы в музей. А вот в деревне в Тверской области, в доме, который построил дед, там — да, — говорит внук инженер-конструктор Дмитрий.
Нет, не ушел в прошлое Владимир Семенович. Его дочь по профессии конструктор, и внуки продолжают корабельное дело, которое закладывал дед на Севмаше. И люди до сих пор передают о нем легенды.
Ветеран Севмаша
В.А. Чаплинский рассказывал о Мамашине: «Раскалялся докрасна, защищая свои технические расчеты по вооружению, за что, видать, и поплатился арестом... Но всегда в итоге оказывался прав. Он первый в мире сделал автоматическую подачу снарядов из погреба к орудиям главного калибра надводных кораблей».
Легендарный директор Севмаша Е.П. Егоров подписал характеристику с такими словами: «Мамашин В.С. работал на ответственных технических должностях. Под его непосредственным руководством в тяжелых условиях военного времени было организовано производство специальных машин (артиллерийских корабельных башен. — ред.). Их постройка проводилась в точные, указанные правительством сроки...»
Замполит первой атомной подводной лодки К-3 П.В. Черных вспоминает его выступления перед экипажем: «Талантливый лектор. Талантище. Трудяга. Железной стойкости человек».
Многое успел сделать Владимир Семенович за недолгие 63 года жизни. И какой жизни! Переломанной чужой волей, людской завистью и великой благодарностью... Но он успел оставить после себя открытия и легенды.

Раиса ЕВГЛЕВСКАЯ,
Валентина СТУРОВА

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Синьор Мамашин из “золотой клетки”
Дата публикации: 28 июля 2009

Автор(ы): Раиса Евглевская
Кол-во статей у автора - 29
Рубрика статьи: Общество

 

Комментарии закрыты

РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia