- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Современная фотостудия на месте заброшенных площадей — вот на что способна предпринимательская инициатива. Фото В. Капустина
Современная фотостудия на месте заброшенных площадей — вот на что способна предпринимательская инициатива. Фото В. Капустина

Вето на право выкупа

Кто выиграет в споре между предпринимателями и мэрией

Автор Наталья Трофимова дата: 29 сентября 2009 @ 13:15 в Общество | Нет комментариев

— Олег Геннадьевич, поясните, с какой целью законодатель предоставил возможность для бизнеса выкупить помещения, арендуемые в течение длительного срока?
— С целью поддержки малого и среднего бизнеса, который является сейчас, в период кризиса, локомотивом движения экономики. Мы являемся свидетелями, наверное, последней волны приватизации. И, в отличие от той бесплатной, что проходила в начале 90-х, она уже коммерческая, так как предоставляет возможность приобретения собственности по рыночной стоимости, которую будет определять независимый оценщик. Она просто дает преимущественное право малому или среднему предпринимателю, арендующему помещение, приобрести его без проведения конкурсов и аукционов в рассрочку на пять лет. Ведь конкурировать на равных с более состоятельными крупными структурами на торгах он не может. Эта мера временная, и соответствующие федеральные законы (ФЗ № 159, 209, 131) приняты с целью поддержки небольших фирм в период кризиса.
— Вы как предприниматель тоже претендуете на осуществление преимущественного права выкупа?
— Да, я с 2005 года арендую помещение, находящееся в муниципальной собственности, площадью 320 кв.м на ул. Ломоносова, 100. Как и многие северодвинские предприниматели, могу сказать, что за время аренды произведен полный косметический ремонт, сделана перепланировка, то есть вложены собственные средства. Кроме того, своевременно вносится арендная плата за пользование помещением и за землю.
— Какие преимущества даёт приватизация муниципальной собственности?
— Для предпринимателя наличие объекта в собственности — это независимость и стабильность бизнеса. Это обеспечение при получении кредита, который получить сейчас весьма трудно, но который необходим для осуществления новых проектов. Другой аспект. Арендуя муниципальные помещения, мы сталкиваемся с проблемой «дружбы» или её отсутствия с городской администрацией. Другими словами, легко можно сделать так, чтобы в любое время расторгнуть договор аренды с арендатором: например, обнаружить не уплаченную когда-то сумму или задолженность по услугам ЖКХ. То есть возможность манипулировать предпринимателями, арендующими у администрации помещения, есть. Закон № 159-ФЗ, принятый в июле 2008 года, как раз поддерживает малый и средний бизнес, предоставляя ему право выкупа арендованного в течение не менее двух лет помещения.
— Много ли таких предпринимателей в Северодвинске?
— До июля 2009 года многие арендаторы (в том числе и я) написали заявления в КУМИЗО о реализации льготного права. Но получили отказ под предлогом того, что нарушались сроки внесения платежей за аренду. Отмечу, что критерии добросовестности арендатора и «внесении платы надлежащим образом», обозначенные в ФЗ № 159, были одними из самых спорных. В Москву направлены сотни обращений предпринимателей со всей страны с просьбой уточнить эту формулировку. Бизнесу пошли навстречу — и недавно, 17 июля, внесены изменения в этот закон и упрощена процедура приобретения. В частности, отменяется требование о надлежащем перечислении арендной платы. (Условием реализации права на выкуп становится отсутствие задолженности по арендной плате, штрафам, пеням за аренду — Н.Т.) Таким образом, многие предприниматели Северодвинска вполне смогли бы реализовать свое законное право.
— Могли, если бы не ..?
— ...не было бы препятствий со стороны мэрии. Дабы успеть до выхода вышеупомянутых изменений в федеральный закон, КУМИЗО подготовил «Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного во владение и(или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства...» (далее — Перечень). Решение № 66 было принято горсоветом 25 июля этого года. В него включаются почти ВСЕ помещения, принадлежащие муниципалитету (это 302 объекта общей площадью 63 тысячи кв.м), а значит, ВСЕ предприниматели города, длительное время арендовавшие муниципальные площади, автоматически лишаются права их льготного приобретения! Что интересно — за день до принятия этого Перечня мы вынесли этот вопрос на обсуждение Северодвинского совета по предпринимательству. Большинство членов совета были против, но нам намекнули, что голосования по этому вопросу не будет. Около 70 предпринимателей написали заявления на приватизацию за день до принятия Перечня, т.е. буквально 24 июня. Ответы мы получили с такой мотивировкой отказа: право выкупа не может быть реализовано, в связи с тем что арендуемые помещения включены в вышеупомянутый Перечень. Позвольте, мы обращались с заявлениями до принятия этого документа, а нам ответили тогда, когда он был уже принят. Насколько легитимно это решение? Действия администрации не соответствуют целям поддержки малого бизнеса и воле законодателя, предусмотренным ФЗ № 159 и 209, о чем северодвинское отделение «Опоры России» указало в письме М. Гмырину. Именно так — на пути реализации малым бизнесом предоставленного законом права чиновниками города воздвигнут административный барьер. Целью этого барьера является не увеличение доходов городского бюджета, а лишь сохранение доходов от аренды муниципального имущества.
— Но что выиграет город, если «выпустит» помещения из муниципальной собственности?
— От продажи город получил бы средства, которые в несколько раз превышают те, что он получает от аренды, ведь выкуп помещений будет осуществляться по рыночной стоимости в течение пяти лет. Это постоянный и прогнозируемый доход бюджета, которым нужно будет эффективно распорядиться. А потом, развитие малого и среднего бизнеса разве не выгодно городу? Это рабочие места и налоговые поступления в нашу же городскую казну. Хорошо, допустим, что данные помещения, включенные в Перечень, не подлежат льготной приватизации. Тогда, по нормам закона, использоваться они должны для создания структур поддержки в соответствии с программой развития бизнеса в городе (ст. 15, 18 ФЗ
№ 209) и выражаться в создании бизнес-инкубаторов, технопарков, центров ремесел и т.д. Есть ли у нас в городе четко выраженная стратегия развития бизнеса? Есть ли в планах создание подобных структур? Наконец, есть ли грамотные специалисты, способные это воплотить?
— На отстаивание ваших интересов осталось не так много времени — возможность льготного выкупа действует до 1 июля 2010 года. Что предприниматели намереваются делать?
— Во-первых, несколько предпринимателей уже направили обращение в адрес руководства КУМИЗО с просьбой исключить арендуемые помещения из Перечня. Нам ответили, что сейчас готовится проект решения, который устанавливает порядок включения и исключения объектов муниципальной собственности в Перечень. Планируется его рассмотрение на ближайшей сессии горсовета. Во-вторых, я как председатель северодвинского совета «Опоры России» своим письмом в адрес мэра просил включить в состав комиссии по рассмотрению данного предложения представителей нашей организации, а также членов совета по предпринимательству. Пока ответа не получил.
— Значит ли это, что с высоких трибун декларируется всяческая поддержка малого и среднего бизнеса, а на местах принимаются решения, противоречащие этому посылу?
— Действия администрации говорят сами за себя. Знаю, что в других регионах происходит по-другому. В том же Архангельске снижена плата за аренду муниципальных площадей, включенных в «Перечень поддержки...». В центре России активно ведется льготная приватизация недвижимости коммерческими предприятиями. В нашем северном городе и так непросто вести бизнес — мы несем расходы по предоставлению льгот Крайнего Севера работникам и до предела «раздутым» коммунальным платежам. Есть примеры, когда бизнесмены переводят свои фирмы в соседнюю, более «выгодную» Вологодскую область, где, кстати, предпринимательская активность не так высока. У нас бизнес активный и творческий, и при правильной поддержке и четкой стратегии развития можно было бы горы свернуть! Многие из нас начинали здесь свой бизнес, мы корнями вросли в этот город и хотим работать здесь. Мы лишь требуем того, что положено по закону!

Елена УСТИНОВА, директор ООО фирма «Содействие»:
— Мы направляли заявления о выкупе помещений, которые арендовали в течение длительного времени, по адресам: пр. Ленина, 46 (медцентр «Эскулап») и ул. Первомайская, 59 (аптека «Эскулап»). Ответ из КУМИЗО гласит, что у фирмы отсутствуют основания для реализации преимущественного права. Первая причина — нарушение сроков внесения платежей (хотя они были крайне редки и выпадали в основном на праздничные и выходные дни). Вторая — арендуемые нами помещения внесены в Перечень, о котором идет речь. В заявлениях мы просили учесть, что медицинские услуги всегда являлись социально значимыми. Кроме того, нам потребовались значительные вложения в ремонт и на то, чтобы содержать помещения в отличном состоянии (вентиляция, водоснабжение, канализация, внешний вид). Готовы отстаивать свои права дальше.

Комментарий председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями (КУМИЗО) Михаила ЛУКОШКОВА:
— При подготовке и принятии решения «Об утверждении Перечня муниципального недвижимого имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства» мы руководствовались прежде всего нормами федерального законодательства и интересами предпринимательства в Северодвинске. Право органов местного самоуправления формировать Перечень имущественной поддержки предусмотрено федеральными законами № 209-ФЗ от 24.07.07 и № 159-ФЗ от 22.07.09 и программой «Развитие малого и среднего предпринимательства Северодвинска на 2009—2011 годы». Порядок формирования Перечня предусмотрен Положением о распоряжении муниципальным имуществом при передаче его в пользование, утвержденным решением Совета депутатов Северодвинска № 34 от 26.02.09.
Решение об утверждении Перечня на стадии его подготовки проходило правовую экспертизу в правовом управлении администрации, отделе по правовой работе Совета депутатов Северодвинска, согласовано депутатской комиссией по законности и регламенту.
Также сообщаю, что по предложению Совета депутатов администрацией Северодвинска разработан и внесен на утверждение Порядок включения и исключения из Перечня объектов недвижимости. Данный порядок предусматривает в том числе исключение имущества из Перечня по решению Совета депутатов на основании заявлений арендаторов, отвечающих критериям, установленным федеральным законодательством. При этом администрацией и депутатами всесторонне изучаются и оцениваются социально-экономические последствия приватизации муниципального имущества.
Весь процесс приватизации происходит публично, и принять участие в обсуждении приватизации того или иного имущества смогут не только чиновники и депутаты, но и активные граждане, жильцы многоквартирных домов, где расположены встроенные муниципальные помещения.
Администрация Северодвинска не видит в данном случае нарушений законодательства, а также препятствий и административных барьеров к развитию малого и среднего предпринимательства в городе.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/09/29/veto-na-pravo-vykupa.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.