Фото автора
Фото автора
НЕДАЛЬНИЕ СТРАНСТВИЯ

К великому земляку


Ягринские гимназисты из 2 В и их родители поддержали инициативу классного руководителя Марины Федоровны Чумаченко и, не побоявшись осенней непогоды, в один из выходных отправились в экскурсионную поездку на Куростров, в музей М.В. Ломоносова.


Посетить это исторически значимое место школьники решили не случайно: в ноябре в России проходят традиционные Ломоносов-ские дни, приуроченные к дню рождения великого ученого и поэта, к тому же российская и мировая общественность готовится отметить через два года его 300-летний юбилей. А жители Русского Севера испытывают особую гордость, ведь именно в холмогорском районе родился гений.
Дорога из Северодвинска в село Ломоносово не ближняя, автобус едет около трех часов. Перебраться же через Северную Двину можно только на пароме. Затаив дыхание, маленькие путешественники наблюдали, как большой паром бороздит водную гладь, и всем не терпелось поскорее узнать, что же ждет их на том берегу реки. Гомон, звонкие детские голоса вмиг нарушили тишину сельской улицы. По дороге в музей было любопытно рассматривать деревянные избы, большие и малые, срубленные с выдумкой и не похожие друг на друга. Юных горожан удивляло многое: деревенский воздух, пропитанный ароматом сена; стадо пасущихся на лужайке коров. Чуть позже в музее ребятам поведали о том, что холмогорская черно-пестрая порода коров издавна получила распространение в этих краях, и уже к XVIII веку она стала известна почти на всей европейской территории страны. Кто-то вспоминал каникулы, проведенные летом у бабушки, а кто-то впервые попал в мир деревенской жизни. К тому времени, когда путники подошли к музею, они уже были полны впечатлений и успели почувствовать особую энергетику ломоносовских мест.
Музей построен именно на том месте, где когда-то жила семья Ломоносовых. В нескольких залах собрано более 650 экспонатов: предметы крестьянского быта, голографии, дающие представление о жизни и культуре той эпохи, художественные полотна, рисунки, на которых запечатлены Ломоносов и люди его времени. Представлен макет дома, в котором родился великий ученый. А во дворе музея находится пруд, выкопанный еще Василием Дорофеевичем Ломоносовым. Школьники были любо-знательны как никогда. С изумлением ребята рассматривали настоящие зубы кашалота, бивни мамонта и клыки моржа, хранящиеся под стеклом. Косторезным промыслом на Курострове занимались издревле, здешние мастера создали неповторимый стиль ажурной резьбы по кости. В специальном зале музея можно увидеть богатейшую коллекцию художественных изделий из кости. Мастера-косторезы живут в деревне и по сей день, здесь есть даже училище, где обучают этому редкому тонкому искусству. Экскурсовод была приятно удивлена осведомленностью гимназистов, дети с ходу отвечали на сложные вопросы о жизни поморов и фактах биографии великого русского ученого. Они без труда вспомнили названия учебников, по которым учился Михаил Васильевич в детстве, — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого и «Арифметику» Леонтия Магницкого; сказали, как звали жену Михаила Васильевича; показали, что знают скульптора Федота Ивановича Шубина, а также племянника и последователя Ломоносова ученого-физика Михаила Евсеевича Головина. Да и сами второклассники задавали экскурсоводу немало интересных вопросов. «Скажите, в каком состоянии были найдены эти часы?» — полюбопытствовал Кирилл Кукушкин, с серьезным видом знатока рассматривая экспонат XVII века. То, что дети знакомы с биографией Ломоносова, неудивительно. По доброй традиции в гимназии знакомство с незаурядной личностью, с его научным подвигом, художественными произведениями начинается с первого класса. Экскурсия помогла детям глубже понять значимость Ломоносова для отечественной и мировой науки и культуры, ощутить свою приобщенность к щедрой на таланты северной земле, преисполниться чувством гордости за ее великого сына.
М.В. Ломоносов в Проекте регламента Академической гимназии писал: «Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучиться там к правильному образу мышления и добрым нравам». Этим положением российского академика руководствуются учителя Ягринской гимназии. И кто знает, сколько «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» вырастет в ее стенах.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: К великому земляку
Дата публикации: 26 октября 2009

Автор(ы): Маргарита Лошакова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 30
Рубрика статьи: Звездочка

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia