Пять бухгалтеров на одну столовую,

или О том, может ли муниципальный менеджмент работать эффективно

Многие обыватели считают: все, что муниципальное, работает неэффективно! Что ж, типичный стереотип российской действительности девяностых, когда плановая советская экономика сдавала позиции успешному, с первого взгляда, частному бизнесу. Потому-то и воспринимаются муниципальные предприятия как ана-хронизм, как нечто отставшее, непрезентабельное, неприбыльное... Список подобных эпитетов можно продолжать.


Но в каком бы тяжелом положении ни находились эти всевозможные МП, МУП, СМУП, их деятельность прежде всего подчинена интересам населения муниципального образования. Иначе и быть не может. Но совместимы ли социальные обязательства с получением прибыли?! Кому-то такой симбиоз однозначно покажется странным. А человек, хоть немного знающий принципы экономики, возразит: нет прибыли — нет развития, а значит, нет тенденции к снижению стоимости услуг и росту их качества.
Мэр Северодвинска Михаил Гмырин считает, что муниципальные предприятия могут и должны работать эффективно и рентабельно. Если раньше комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города практически не вмешивался в работу муниципальных предприятий, то сегодня, в условиях жесткого бюджетного дефицита, их деятельность подвергается серьезному анализу и контролю.
Простой пример — муниципальное предприятие «Комбинат школьного питания». Сегодня Северо-двинск — единственный город Архангельской области, где удалось сохранить централизованную систему питания школьников. Этот фактор оказался немаловажным для включения города корабелов в федеральный проект по совершенствованию школьного питания. За счет федерального бюджета было получено современное технологическое оборудование, в короткие сроки смонтировано и запущено в работу. Но это только первый этап. Непременное условие проекта — строгое 24-дневное меню, полезный и питательный рацион, максимальный охват учащихся горячим питанием. Желательна и оптимальная для родительских кошельков цена завтраков и обедов.
Однако анализ работы муниципального «Комбината школьного питания» за прошедшие три месяца показал, что предприятие так и не смогло перестроиться под задачи федерального проекта.
Получилось, что оборудование в школах поменяли, а подходы к организации работы на местах остались прежние. Вроде бы все сделано: персонал освоил новую технику, школьные столовые получали полуфабрикаты в срок, местный «Роспотребнадзор» претензий не имел. Но в том-то и особенность федеральных программ — внедрять прогрессивные технологии управления, двигать инициативу на местах. А иначе нет смысла тратить государственные деньги! Детальный анализ экономики «Комбината школьного питания» показал, что управлять им можно было гораздо эффективнее.
В сентябре КШП, ранее подведомственный управлению экономики администрации Северодвинска, передан в подчинение управлению образования, муниципальное предприятие возглавил новый директор.
Для начала пересмотрели закупочные цены. Выяснилось, что в Архангель-ской области, да и в самом Северодвинске продукты, тот же картофель, можно найти дешевле. В итоге после вновь проведенного конкурса удалось снизить стоимость закупаемых продуктов на 913 тысяч рублей. И это только на один квартал, а за год можно было добиться снижения более чем на три миллиона рублей. При этом все лоты выиграны местными поставщиками. Результат такой гибкой ценовой политики не заставил себя ждать — стоимость школьных завтраков и обедов уже в октябре удалось пусть не намного, но снизить. И есть уверенность, что эта тенденция сохранится.
На самом предприятии обнаружился ряд объектов, на содержании которых можно значительно сэкономить. Например, для хранения старого оборудования, которое вполне уместилось бы в гараже комбината, был арендован целый склад. Договор аренды сегодня расторгнут, но 180 тысяч рублей, которые потрачены на его оплату, уже не вернуть. Предприятию для хранения больших партий продуктов необходимы собственные склады. Это позволит оптимизировать не только расходы, но и стоимость школьных завтраков и обедов.
Еще пример. Для доставки продуктов в школы комбинат арендовал автомобили у частных лиц. Знакомый автомобилист подсчитал, что на техобслуживание машины ИЖ-«Ода» (именно такая была в распоряжении комбината школьного питания) можно выложить до полусотни тысяч рублей в год — затратный, знаете ли, автомобильчик. Прибавьте сюда стоимость аренды — 12500 рублей в месяц — получается почти 200 тысяч рублей в год! Гораздо выгоднее приобрести собственный автомобиль, пусть даже в рассрочку.
Штатное расписание КШП удивило бы любого рачительного хозяина. В составе предприятия есть две столовые — «Диета» и «Беломорочка». Так вот, в одном из учреждений общественного питания работают четыре бухгалтера, во втором — пять! И это не считая управленческого звена КШП, которое, судя по бухгалтерским документам, ежемесячно получало до 40 тысяч рублей на человека, дополнительно к зарплате и премиям. При этом рядовой персонал в школах сидел на зарплате от пяти до 12 тысяч рублей. Как следствие — текучка кадров и социальная напряженность в коллективах. Такая «гибкая» премиальная политика уже в прошлом, с сентября управленческий аппарат КШП лишен подобных выплат.
Порядок не помешал бы и основным фондам комбината — муниципальным столовым. Их ремонт давно не проводился. Горожане не очень жалуют неприглядные учреждения общепита — комбинат теряет выручку и, соответственно, прибыль. Зато деньги успешно зарабатывало кафе при столовой «Беломорочка». Большим спросом в кафе «Комбината школьного питания» пользовались отнюдь не ученические обеды, а широкий ассортимент алкогольной продукции. Жители окрестных домов очень надеются, что в ближайшее время профиль учреждения изменится. А в структуре комбината появится сеть школьных кафе, которые руководство муниципального предприятия планирует сделать любимым местом отдыха юных северодвинцев.
Сейчас много говорят о социальной ответственности бизнеса. Но муниципальные предприятия несут эту ответственность в несравнимо большем объеме. И если частный бизнес в гонке за прибылью решает общественные проблемы в силу своей сознательности либо просто по остаточному принципу, то руководитель любого муниципального предприятия в первую очередь должен понимать, что оно стоит на страже интересов горожан.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Пять бухгалтеров на одну столовую,
Дата публикации: 27 октября 2009

Автор(ы): Михаил Старожилов   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 9
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia