Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца
ЖИВЫЕ ГЕРОИ СЕВМАША

Инженер


В юбилейный, 70-й год выпестованного советским социалистическим строем Северного машиностроительного предприятия невозможно не вспомнить еще одного из выдающихся кораблестроителей Северодвинска, создателей морского щита Советского Союза и Российской Федерации. Это Анатолий Иннокентьевич Макаренко, которому завтра исполняется 73 года.


В советское время о нем мало писали и говорили. «Инженер Макаренко» — так в случае большой необходимости (например, при избрании народным депутатом РСФСР) именовал его «Северный рабочий».
Наверное, был смысл засекречивать таких людей, которые знали самые глубокие тайны создания боевых подводных кораблей и морского оружия.
Немногим больше стало известно о Макаренко и после развала Советского Союза. Ведь это один из тех инженерных умов, которые не желали быть в компаниях, сначала разрушавших оборонные предприятия, а потом награждаемых за якобы «неоценимый вклад» в восстановление этих же предприятий. Безусловно, все это делалось за мзду, финансовую или моральную.
Но людям, много лет знающим Анатолия Иннокентьевича, легко говорить и писать о нем, ибо это человек нашего времени, наших
устремлений и целей. Это один из тех, с которыми нынешним разменявшим восьмой десяток ветеранам пришлось 40 лет жить с мыслями о родном заводе, о родном или ставшем родным городе.
Родился он во второй половине тридцатых годов, когда инженеры, выпущенные вузами страны, с не-обыкновенным энтузиазмом и во-одушевлением ехали в растущие города Сибири и Крайнего Севера на оборонные наращивающие мощности заводы и в НИИ, создающие новую совершенную технику. Этих молодых амбициозных специалистов, конечно, интересовала будущая оценка их труда. Но это поколение молодых людей было лишено той алчности и жадности на деньги, которые присущи нынешним «юристам» и «экономистам-менеджерам», цель «творческого подхода» которых к профессии и работе — получить побольше с клиента, дешевле купить, дороже продать.
Макаренко стал духовным наследником первой генерации советских инженеров, техническим специалистом образца второй половины пятидесятых годов.
Итак, родился он 1 ноября 1936 года в деревне Цветковка Чугуевского района Приморского края в трудовой крестьянской семье, корни которой уходили в среднюю полосу России, трудовой люд которой в начале прошлого века искал себе лучшей доли на ее востоке. Приехал в Северодвинск по распределению после окончания Дальневосточного высшего морского инженерного училища. Начинал трудовой путь на Севмаше инженером-конструктором; работал строителем кораблей, руководителем отделов строителей.
В 1974 году молодой и энергичный инженер был назначен главным инженером предприятия и проработал на этой должности 11 лет. Это были годы создания на Севмаше атомных ракетоносцев, составляющих основу безопасности страны на ее морских рубежах. Это были годы ввода в эксплуатацию производственных мощностей, обеспечивших закладку подводных кораблей третьего поколения, самых лучших и надежных ракетоносцев XX века, созданных инженерной мыслью конструкторов ЦКБ «Рубин» и воплощенных в мощное оружие рабочими и инженерным корпусом кораблестроителей Севмаша. А.И. Макаренко внес значительный вклад в создание инженерных мощностей для строительства кораблей третьего поколения и последующих. Под его руководством была выполнена огромная работа технологов, конструкторов, строителей-капитальщиков по подготовке предприятия к расширению и техническому перевооружению, обеспечивающих строительство новых проектов кораблей, внедрение новых материалов в подводное судостроение, создание кораблей с надежными и бесшумными механизмами и надежным корпусом.
Благодаря тому, что руководство конструкторскими и технологическими службами предприятия принял опытный специалист, по-следовательно прошедший производственную школу от конструктора до главного строителя завода, на ритмичности работы предприятия не сказалась смена директора в 1972 году. В том году была успешно завершена серия ракетных подводных крейсеров (24 единицы) проекта 667А — и предприятие перешло к строительству РПКСН проекта 667Б (десять единиц), которая была закончена в 1974 году.
Корабли проекта 667БД (четыре единицы) были построены в 1975 году, корабли проекта 667БДР (14 ед.) были сданы флоту в 1976—1979 годах. И началось строительство кораблей самой совершенной модификации проекта 667А — проекта 667БДРМ.
Севмашем в эти годы сдавалось флоту по три-четыре корабля. В 1975 году, когда А.И. Макаренко основательно вошел в должность главного инженера, заводом сдано флоту четыре единицы.
Севмаш совместно со строительно-монтажными предприятиями Главспецстроя выполнял работы по наращиванию производственных мощностей для обеспечения работ по строительству кораблей третьего поколения, и в декабре 1974 года был введен первый пусковой комплекс эллинга с сопутствующими объектами гидроузла. Этим обеспечивалось строительство крейсеров стратегического назначения «Акула» — самых крупных в мире подводных кораблей, вооруженных баллистическими ракетами, чем был установлен паритет в стратегических вооружениях с США.
В 1977—1979 годах предприятие успешно внедряло для строительства прочных корпусов кораблей титановый сплав, флоту сданы два уникальных автоматизированных корабля проекта 705К.
В годы работы А.И. Макаренко главным техническим руководителем Севмаша для флота построены и подводные крейсеры, оснащенные крылатыми ракетами. В 1984 году построена АПЛ «Комсомолец» с корпусом из титановых сплавов с рекордной глубиной погружения — 1000 метров. В эти годы Севмаш был награжден вторым орденом Ленина (февраль 1976 г.) и третьим орденом (февраль 1984 г.).
В 1986 году А.И. Макаренко был назначен директором Севмаша. На этой должности он трудился до перевода в Министерство судостроительной промышленности СССР на должность заместителя министра.
Работа А.И. Макаренко на Севмаше высоко оценена государством: в 1970 году он был награжден орденом Ленина, в 1978-м — орденом Октябрьской революции. 2 февраля 1984 года за выдающиеся заслуги в создании новой техники (АПЛ проекта 941) ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Что стало главным в трудовой жизни этого энергичного и талант-ливого человека? Конечно же, корабли — дело, которому он посвятил свою жизнь, которое и сего-дня, когда за плечами уже 73 года, для него наиважнейшее. Ему не мыслится жизнь без кораблей, без переживаний о будущем России и ее Военно-морского флота. Но как человеку государственному (повторюсь, в 1986—1988 годах он был депутатом Верховного Совета РСФСР), ему не чужды были и социальные проблемы северо-двинцев.
С его участием и с привлечением его искрометного юмора на Севмаше мы решали жилищную проблему (и решили бы, но не дали), организовывали производство товаров домоустройства и народного потребления, отработали строительство жилья для заводчан хозяйственным способом, благодаря чему был исключен монополизм в строительной отрасли города.
В декабре 1988 года при непосредственном участии Анатолия Иннокентьевича была введена в эксплуатацию первая очередь свиноводческого комплекса, что было началом создания современного сельскохозяйственного предприятия.
Мало кто знает, с каким трудом это давалось. Кораблестроитель от Бога, трудно переживавший, когда его энергию отвлекали на что-то другое, не без внутреннего сопротивления соглашался и с полной отдачей и серьезностью занимался этими такими жизненными вопросами.
В 1987 году А.И. Макаренко отказался нарушить свой принцип «делать только хорошо» и не подписал акт ввода в эксплуатацию свиноводческого комплекса в связи с неготовностью очистных сооружений с биологической очисткой, хотя и искренне сочувствовал своему заместителю по капитальному строительству, наказанному народным контролем за срыв срока ввода объекта в эксплуатацию.
Он был и остался на восьмом десятке добрым, переживающим за других, готовым пойти на помощь коллегам и соратникам и до сих пор живущим успехами своего родного Севмаша и города. За что его и не забывают северодвинцы, присвоившие с запозданием на 20 лет звание «Почетный гражданин Северодвинска», с которым он не может расстаться и два десятилетия после того, как сменил северодвинскую прописку на московскую.

Виктор ПЕТРУШИН

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Инженер
Дата публикации: 3 ноября 2009

Автор(ы): Не определен   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 231
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia