Выдь на Волгу…

Заметки о путешествии, которое вполне можно приурочить к Дню народного единства

Вообще-то эта туристическая поездка состоялась в начале июня. Но уж очень много ее деталей достались нам из XVII века, когда происходили события, подарившие нам новый российский праздник — День народного единства 4 ноября. Посещение Нижнего Новгорода, где формировалось ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, одолевшее польских панов в 1612 году. Костромская земля, где были родовые вотчины новой российской династии, где совершил свой подвиг Иван Сусанин. Наконец, теплоход, на котором мы плыли по территории восьми российских областей и республик, назывался не как-нибудь, а «Дмитрий Пожарский»...


Вниз по матушке по речке
Конечно, хотелось пройтись по Волге аж до самой Астрахани. Но расписание туристических рейсов не совпадало со сроками отпуска, и пришлось довольствоваться рейсом Ярославль — Казань — Яро-славль, который предложила в агентстве «Премьер-тур» очаровательная Наталья Зябишева (не рекламы ради, а благодарности для сообщаю адрес: ул. К. Маркса, 2; Наталья Алексеевна для своих клиентов делает все возможное, нас даже железнодорожными билетами обеспечила, поскольку, оказывается, погрузиться в Яро-славле на московский поезд дело трудновыполнимое).
Неделя поездки — срок небольшой. Но увидено многое. Маршрут, разумеется, славный, миллионами туристов посещаемый. Но не только же ради туристов живут Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань. Велика их роль в экономике России.
Настоящим откровением стали для меня Чебоксары. Думалось, что это невзрачный провинциальный город. Оказалось — ничего подобного!
Далеко до столицы Чувашии, скажем, нашему Архангельску. Ухоженность, размах строительства, целый ряд оригинальных высотных зданий...
Чебоксары, как, впрочем, и другие посещенные нами города, развиваются и в пору либеральных реформ. Именно в сложные 90-е в Чебоксарах решили крупнейшую градостроительную проблему. В 70-е при строительстве Чебоксарского моря был допущен просчет: его уровень оказался существенно ниже проектного. В результате освобожденная от построек территория в центре города превратилась в болото. Президент Чувашии Николай Федоров решил с этим покончить. Проложили дамбу с красивым мостом, связавшим две части города, подняли уровень воды в реке Чебоксарке, которая стала в нижнем своем течении настоящим озером с лебедями и фонтанами.
Нижний Новгород всегда был одним из красивейших русских городов. Там и сейчас идет большое строительство, а также реставрация старинных кварталов. Строится Ярославль, тем более на пороге своего тысячелетия. В Ярославле, как и в Нижнем, есть своя Стрелка — место, где в Волгу впадает невзрачная вроде бы Которосль (такой мы видим ее из окна вагона). А при впадении в Волгу она широко разливается, здесь тоже оборудована зона отдыха. На высоченном левом берегу восстанавливается гигантский храм Александра Невского. А уж как выглядит Казань — это восхищения достойно. Настоящий европейский город! К 1100-летию Казани в Кремле воздвигнута мечеть огромных размеров, кажется крупнейшая в Европе. Она покоряет своей красотой и изнутри, и снаружи — например, очень эффектно выглядит со своей подсветкой в сумерках, когда наш теплоход покидал Казань.
А те города, которые не сидят на нефтяной игле, не имеют крупнейших предприятий-монополистов, делают ставку на свою историю, культурные ценности. Это можно отнести к Козьмодемьянску — райцентру Республики Марий Эл. Какие здесь музеи, какие торговые ряды народных промыслов! Козьмодемьянцы вовсю используют образ Остапа Бендера — считается, что именно этот город описал в романе «Двенадцать стульев» посетивший его Илья Ильф под названием Васюки. В Плёсе — левитановская красота пейзажей и златоглавые храмы. В Городце — старинный вал, который помнит скончавшегося здесь Невского и татарские штурмы.
Кострома хоть и областной центр, но ничем серьезным в экономике последнее время себя не зарекомендовала. Зато воздух здесь пропитан русской стариной, сразу чувствуешь, что ты оказался в том самом месте, где снимался фильм «Жестокий романс» по пьесе Александра Николаевича Островского. Как и в других городах, нас повели в Костроме в крупнейший женский монастырь, где располагается здешняя епархия (религиозный компонент в экскурсионных программах вообще занимал существенное место). На фотовыставке сразу увидели епископа Архангельского Тихона — он, в миру Николай Степанов, ведь происходит из Костромы, сын священника и брат четырех священников. Между прочим, костромской Александр имеет сан архиепископа, и тут Архангелогородчину опередили (однако на приеме в честь визита патриарха Кирилла в Северодвинск духовная братия говорила, что это недоразумение будет исправлено).
Храмов в Костроме, как и во всем Поволжье, немало, они в хорошем состоянии и являются украшением пейзажа. А одна из красивых церквей на левом берегу Костромы даже является старообрядческой.
Ну а где же стон раздается над великой русской рекой? В Нижнем у знаменитого откоса, как раз под памятником Валерию Чкалову, я спросил экскурсовода о том, как идут дела на Горьковском автозаводе, где довелось побывать несколько лет назад. Тогда поездку группы редакторов нашей области организовала компания Олега Дерипаски, владеющая ГАЗом и претендовавшая на Архангельский ЦБК. Как оказалось, у экскурсовода на ГАЗе работает муж. И он не шибко-то доволен своим положением. Достаточно сказать, что гигант-автозавод перешел на трехдневную рабочую неделю. Не блещут дела и у бывшего собрата Севмашпредприятия завода «Красное Сормово», перешедшего во владения Кахи Бендукидзе...

Как стоять Ивану Сусанину?
Памятник народному герою в Костроме не спутаешь с другим. Величественная фигура в тулупе и с посохом. Кому, как не такому персонажу, как Иван Сусанин, было спасать от поляков будущего российского царя Михаила Романова? В царской России памятников были удостоены, наверное, лишь два простолюдина — Сусанин да Ломоносов.
Увидев величавый сусанинский образ на высоком берегу Волги, я подумал, что именно об этом памятнике говорится в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо». Оказалось, нет. Этот памятник — советских времен, а в XIX веке был установлен другой, снесенный большевиками. Поскольку на одной из центральных площадей можно увидеть его изображение, то приходит в голову мысль, что по-своему большевики были правы: на том памятнике Сусанин стоит на коленях перед царственным отроком.
Сейчас этот памятник хотят восстанавливать. Экскурсовод рассказала, что уже начали подвозить отдельные детали, но поскольку зловредные костромичи портят их, то мраморные фрагменты пока убраны с глаз людских.
Ивана Сусанина русский народ, безусловно, чтит. А Михаила Федоровича? Взойдя на престол 16-летним, он правил примерно четверть века и не оставил о себе существенного следа. Достаточно загадочна история восхождения Романовых на трон. На днях я купил книгу известного военного историка Александра Широкоряда «Тайны великой смуты». В первом ее абзаце говорится о том, как 26 октября (по старому стилю) 1612 года польский гарнизон Кремля сдался войску Минина и Пожарского. Вместе с поляками шли московские бояре, отсиживавшиеся под защитой интервентов. И среди них — Михаил Романов с дядей Иваном и матерью Марфой (отец, Федор Романов, находился в ссылке в нашем Антониево-Сийском монастыре).
Казаки из народного ополчения напали было на бояр, но их спас от избиения (а возможно, и убийства) князь Пожарский. Вообще-то, конечно, эти сидельцы заслуживали экзекуции, именно они двумя годами ранее пригласили ляхов в Москву, присягали польскому королевичу Владиславу как русскому царю. Можно сказать, что Михаил Романов был тогда крайне юн. Однако тогда знатные юноши начинали карьеру рано. Брат Александра Невского Андрей в 14 лет командовал ратью на Чудском озере. Да и сам Михаил в 1612-м имел чин стольника — то есть нечто среднее между полковником и генерал-майором.
Пристрастные историки утверждают, что Михаил имел множество возможностей сбежать от поляков в войско Минина и Пожарского, однако не сделал этого. И ни единым словом не обмолвился против засилья интервентов. Если бы подобное слово было произнесено, то наверняка было бы увековечено в летописях. А отец Михаила вообще занимал антирусскую позицию во время великой смуты.
Конечно, против царей Бориса Годунова и Василия Шуйского выступали многие русичи. Можно сказать, целые социальные слои. Например, на руку Лжедмитриям действовал вождь первого крестьянского восстания на Руси Иван Болотников. (Поверив увещеваниям Шуйского, он сдался ему в Туле, но был обманут царем, сослан в Каргополь, где его ослепили и утопили в проруби на Онеге; в бытность литсотрудником каргопольской районной газеты «Коммунист» мне довелось жить в доме на улице Болотникова.)
Наверное, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, победивший поляков и сам спасший жизнь будущему царю, не меньше Романовых был достоин престола. Однако человек, выведший Россию из смуты, скоро попал в опалу...

Единство: достижимо ли оно?
Несколько лет назад у нас появился этот праздник — День народного единства. Приуроченный к дате взятия Кремля войском Минина и Пожарского, он символизирует одно из существенных событий отечественной истории. Он подчеркивает приход к власти на 300 с лишним лет династии Романовых. В постсоветской России он имеет еще одну идеологическую грань — с установлением Дня народного единства перестала быть нерабочим днем годовщина Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября.
Конечно, 4 ноября давно было в русских святцах. Это православный праздник Казанской иконы Божией Матери, установленный как раз в память избавления от ляхов. В некоторых обезлюдевших ныне деревнях у нас на реке Свиди в Каргопольском районе 4 ноября отмечался престольный праздник.
Однако у историков есть сомнения в том, 4 ли ноября произошло решающее сражение с поляками. А для сторонников социалистической идеи четвертое число таит в себе немалое коварство, заключающееся в том, что при установившемся порядке переноса выходных дней 7 ноября будет выходным только в том году, когда 4 ноября приходится, как нынче, на среду.
Новой русской власти не очень-то везет с установленными ею праздниками. День Конституции 12 декабря отменили, принеся его в жертву куршавельским зимним каникулам для олигархов и чиновников. Так называемый День независимости России 12 июня вообще презрения достоин, ибо принятие в этот день съездом народных депутатов декларации о суверенитете РСФСР предрешало уничтожение веками складывавшегося государства под названием Советский Союз и выбрасывание за пределы родины 25 миллионов русских.
Не все гладко и с Днем народного единства. Всероссийский центр изучения общественного мнения установил, что 51 процент граждан страны не знают, какой праздник отмечается 4 ноября. Большие группы респондентов называют его Днем согласия и примирения, Днем независимости России, Днем Октябрьской революции, Днем Конституции. А две трети россиян этот день праздником вообще не считают.
Разумеется, власть принимает меры по внедрению нового праздника. Вот и фильм вышел о событиях 1612 года. Вот и антипольскую кинопостановку «Тарас Бульба» покажут 4 ноября (правда, в параллель с трансляцией футбольного матча из Казани «Рубин» — «Барселона».) А также по традиции весь цвет советской кинематографии.
И еще один аспект новой даты. По мере сил ее празднованию пытаются противодействовать польские власти. Сообщалось, например, что резко осудил введение Дня единства и согласия генконсул Польши в Санкт-Петербурге Ярослав Дрозд. Произошло это в прошлом году в Котласе, куда г-н консул прибыл для того, чтобы почтить память соотечественников, погибших от репрессий в прошлые годы. Только что Ярослав Дрозд снова побывал в Котласе. А несколькими неделями раньше был открыт памятник польскому историку, который являлся заключенным в поселке Ерцево Коношского района (и после войны даже не вернулся в Польшу). Такой вот ответ польского Чемберлена...

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Выдь на Волгу…
Дата публикации: 5 ноября 2009

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Первая полоса

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia