- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Площадь Ломоносова конца 50-х — начала 60-х годов. Фоторепродукция В. Бербенца
Площадь Ломоносова конца 50-х — начала 60-х годов. Фоторепродукция В. Бербенца
ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО...

С любовью из Канады

Автор Администратор дата: 2 декабря 2009 @ 12:00 в Общество | Нет комментариев

Я родилась и жила в России с 1939 по 1958 год. Во время войны мои родители, крестьяне без паспортов, погибли, оставив четверых детей. Это было очень тяжелое время для всей страны и мира, особенно для детей-сирот.
За свою жизнь я воспитывалась в пяти детских домах с 5 до 15 лет. Долго жила в Неноксе. После школы и приготовления уроков мы старались проверить близкие колхозные поля в поисках турнепса, капусты, картошки, жмыха, ягод, грибов соответственно сезону, так как всегда были полуголодные. Мы все, и мальчики, и девочки, были подстрижены под машинку, чтобы не заводились вши. Но они были в нашей одежде. На лето у нас забирали ботинки в целях экономии средств. Нам было трудно, ведь жили на cевере, возле холодного Белого моря, и ходить босиком летом в дождь и холод было опасно. Летом мы были предоставлены самим себе, исключая время сенокоса и домашних работ.
В школе в младших классах меня учила замечательная учительница Валентина Николаевна. Ее дом для меня был оазисом тепла и доброты в этом холодном и голодном мире. Она делила со мной тепло своей души, подкармливала, находила теплые слова. Своим человеческим отношением она и книги, которые я так люблю читать, формировали мой характер.
Детский дом в Неноксе ликвидировали, и я попала в Северодвинский детдом. И как же он отличался, хотя бюджеты для всех детских домов были в то время одинаковы. Руководила им великая женщина Елена Яковлевна Михеева.
Это действительно был дом, лучшее место для жизни детей. С порядком, чистотой, хорошей вкусной едой. Мы всегда были накормлены, хорошо одеты, аккуратно причесаны, всегда при деле. Старшие заботились о доме, о младших, как в настоящих семьях. Елена Яковлевна изыскивала любую возможность улучшить нашу жизнь. Находила спонсоров и деньги. Учила детей музыке, пению, танцам, девочек — шитью.
Для нас, четырех девочек-выпускниц, сшила пальто в городском ателье. Она не хотела одинаково одевать детей, подчеркивала индивидуальность в каждом ребенке. Для каждого праздника на общем собрании дети обсуждали меню, концертную программу для себя и наших шефов-моряков. Эта умная мудрая женщина — «наша мама» — жила для нас, находясь постоянно с нами. Двухэтажный деревянный дом отремонтировала, внешне он стал похож на каменный, с лепными рисунками. Во дворе было много клумб с цветами — и это все на бывшем болоте второго участка.
Все воспитатели были под стать ей: умны, образованны, внимательны к детям, обращались к нам по именам и уважительно. Елена Яковлевна думала и о нашем будущем. Мальчиков и девочек отправляла учиться в судостроительный техникум на разные факультеты. При выпуске просила не забывать о детдоме, приходить, когда трудно. Во время моего студенчества все четыре года я приходила в детдом часто, чтобы увидеть ее, рассказать о себе, пошить новое платье. Она знала о своих воспитанниках все от руководства техникума. За самоотверженный труд с детьми-сиротами ее, члена городского Совета, приветствовали стоя, когда она входила в зал заседаний.
Такие замечательные люди не забываются! Я благодарю Бога за то, что она была в моей жизни! В Северодвинске я навещала и мою дорогую «маму» Валентину Николаевну, которая переехала сюда с семьей.
В техникуме я встретила свою первую любовь — замечательного парня Николая с кораблестроительного факультета. Это было прекрасное сильное чувство, которое, к сожалению, не выдержало испытания жизнью, но мое сердце навсегда осталось с Николаем. Я помню все, как будто это было вчера...
После окончания техникума в 1958 году уехала работать в Таллин. 45 лет отдала судоремонтному заводу, Эстонскому морскому пароходству. С 1991 года, после того как Эстония приобрела независимость, я потеряла связь с моей «мамой» Валентиной Николаевной на 17 лет. Но теперь вновь ее разыскала. Она по-прежнему зимой живет в Северодвинске, летом — в Нёноксе. Имеет двух сыновей, невесток, внуков, пра-внуков, живущих дружной семьей. Здоровье ее слабое. Я часто пишу ей, стараясь скрасить ее старость, поддержать, отблагодарить за тепло и помощь, которые она оказала мне в детстве. Я ее очень люблю, уважаю. Я прошу Бога дать ей здоровья, ведь прожить всю жизнь на поморской земле очень непросто.
Я поддерживаю связь с моими сокурсниками-поморами. Помню всех, с кем когда-либо встречалась в техникуме, общежитии. Помню моих преподавателей. Желаю всем здоровья, любви и уважения близких. Да поможет вам Бог!
Снимок предоставлен городским краеведческим музеем


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/12/02/s-lyubovyu-iz-kanady.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.