- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

ОТКУДА МЫ РОДОМ?

Спасибо, дядя Миша!

Автор Галина Чарупа дата: 9 декабря 2009 @ 12:30 в житейские истории | Нет комментариев

Написать об этом мне захотелось после телепередачи «Моя родословная», посвящённой семье актрисы Нонны Гришаевой. Среди её предков, оказывается, граф Милорадович, герой Отечественной войны 1812 года, выдающийся учёный-востоковед Гордий Саблуков, автор первого перевода Корана на русский язык, и другие замечательные люди. И хотя в моей родословной нет таких блестящих страниц, поиск преподнёс и мне немало интересного.
В прошлом году на сайте www.odnoklassniki.ru решила поискать однофамильцев. Оказалось, их немало! Я написала некоторым: «Мне никогда не встречались однофамильцы. В нашем городе все Чарупы — люди из одной семьи. Может, мы с вами родственники? Мой папа Михаил Фёдорович родился в 1926 году в селе Малополовецкое Киевской области, в 30-м семья была сослана на Север. Может, вы что-то такое слышали?»
Мне ответила киевлянка Алёна Чарупа: «Я уверена, что мы с вами родственники: мой папа Михаил Никифорович тоже родом из этого села. Он занимается составлением генеалогического дерева нашей семьи».
Завязалась переписка.
«Даже не верится, что можно найти какие-то ниточки. Родителей моего отца звали Фёдор Игнатьевич и Марта Ефимовна. Когда их раскулачивали, у них было четверо детей. Первой же зимой на станции Холмогорская Архангельской области два папиных братика умерли. В итоге в живых остались папа и его сестра Ульяна. Галина».
«Страшное было, конечно, время. Надеюсь, получится проследить ваши корни. Интересно даже просто читать эти списки — какие были имена (Параска, Оноприй, Лукерья, Охрим, Мавра), до какого возраста жили, отчего умирали. Алёна».
«Я поспрашивала папу о Малополовецком, и он мне сказал, что там было очень много Чаруп. Тот район села, где они жили, даже так и назывался — ЧарупИвка. У моего прадеда Игната было четыре сына: Фёдор (мой дед), Адам, Андрей и Павел и ещё дочь Ева. Андрей тоже сгинул где-то на Севере, а Адам, когда начали раскулачивать, уехал на Урал, вроде бы в Магнитогорск. Галина».
«Вы с моим папой действительно родственники в пятом поколении! Мне лично приятно! Современные поколения папе удалось осветить весьма ограниченно: пока информация не передана из ЗАГСов в архивы, доступ к ней практически закрыт. Папа мой весь такой воодушевлённый, что можно будет пополнить его труд новыми данными. Спрашивал меня: «Как там Галина? Что пишет?» Алёна».
Она прислала два файла: один огромный — многотысячный список наших родственников начиная от 1735 года; другой поменьше — там Михаил Никифорович (дядя Миша) проследил ниточки, которые ведут к нему и ко мне от нашего общего предка, которого звали Артём Чарупа (Чарупенко) (1735—1795). У его внука среди множества детей были сыновья Карпо и Максим. От Карпо пошла ветка, в которой через четыре поколения родился дядя Миша. От Максима пошла наша ветка. Максим Артёмович (1820—1879) — мой прапрадед. Его сын (мой прадед) Игнат Максимович имел сына. В списке дяди Миши он значится как Чарупа Федiр Iгнатович (год рождения 1892-й), названа и супруга его Марфа Юхимiвна (1894). Эти имена я помню: они написаны на деревянных крестах на могилах деда и бабушки на кладбище станции Холмогорская Плесецкого района.
Список дяди Миши действительно очень интересно изучать. В старину в церковных книгах писали не только дату рождения и смерти, названы и причины ухода из жизни — понятные современному человеку («по старости», «чахотка», «водянка», «тиф») и непонятные («чорна хвороба»). Указано, кого забрали в рекруты, кто (уже в 1943 году) убит «нiмцями».
Я послала в Киев сведения о трёх поколениях потомков Фёдора Игнатьевича и поблагодарила Алёну за информацию: «Распечатка родословной имела ошеломляющий успех у всех наших родственников. Показала её своему сыну Андрею, он тоже впечатлён. Все поражаются огромной работе, которую проделал в архивах ваш папа».
В списке, кстати, не только Чарупы, есть Чарупины и Чарупенко. Я спросила Алёну, почему.
«Чарупин — думаю, был такой Иван Иванович, родился он Чарупой, ушел в армию, там секретарь русский его случайно на русский лад записал в списки и билет Чарупиным. Иван Иванович сначала не придал этому значения, потом началась война, он был награждён медалями и орденами, и все они оформлены на Чарупина. Поэтому после войны он не стал восстанавливать свою настоящую фамилию, да и не до того тогда было. А Чарупенко — это, наоборот, изначальное звучание нашей фамилии. Но где-то в начале XIX века в книгах начали писать «Чарупа». Возможно, ошибка писаря или специально сократили в целях экономии чернил, дорогие они раньше, наверное, были)))) Алёна».
На несколько месяцев переписка затихла, а этой осенью мой сын Андрей (он барабанщик, учится в Москве и играет в группе «Ковчег», работающей с певицей Ольгой Арефьевой) собрался с группой на гастроли по Украине.
24 октября Алёна и Андрей встретились в Киеве. Андрей побывал в гостях у дяди Миши, тот показал ему фотографии нашей исторической родины — села Малополовецкого. И большую книгу, где вычерчена наша родословная. Вечером Алёна с мужем Дмитрием пришли на концерт Ольги Арефьевой и «Ковчега» в Центральный дом офицеров Киева. Потом Дима прислал Андрею фотографии. Как шутит мой сын, снимки запечатлели «историческую встречу южных и северных Чаруп».
Спасибо Алёне, дяде Мише и всем людям, которые ищут и находят семейные корни, чтобы мы оставались людьми, помнящими родство.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/12/09/spasibo-dyadya-misha.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.