Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Корабль по имени Севмаш

Флагману отечественного судостроения - 70 лет

Датой рождения завода считается 21 декабря 1939 года. В день 60-летия генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В. Сталина в Молотовске был заложен первый линкор «Советская Белоруссия».


Прошли годы, и судьба определила Севмашу другой путь. Завод стал пионером создания атомного подводного флота Советского Союза, а сегодня ему принадлежит безусловный приоритет в создании атомных подводных лодок.
— Не буду ссылаться на более или менее дальнюю историю, есть и свежие примеры, — говорит генеральный директор Николай Калистратов. — Очень хорошо показал себя «Саров». По мнению эксперта со стороны, великим достижением было создание в годы кризиса «Юрия Долгорукого». А модернизация «Дмитрия Донского»! Есть пока заморочки с ракетным комплексом, но это проблема разработчиков, мы-то свою работу выполнили на уровне. Да, лодок стало меньше, сроки строительства увеличиваются. Однако на то есть объективные политические и экономические причины. И на мировом уровне мы продолжаем выглядеть достойно.
Размеры этого материала не позволяют останавливаться на всех этапах истории завода. Впрочем, коллеги из газеты «Корабел» в совместном выпуске с «СР» 22 декабря предложат целую серию публикаций. Да и 17 декабря уже выпустили газету-толстушку с цветной обложкой. Напомню лишь, что Севмаш построил 129 атомных подводных лодок. А каким был для самого крупного предприятия Архангельской области и всей судостроительной отрасли России юбилейный год?
— Одна из главных задач — погасить кредиты, — отвечает гендиректор. — Два года назад, когда я пришел на Севмаш, их было 14 миллиардов рублей. Сейчас — менее 10 миллиардов. Работаем, зарабатываем. Радует то, что увеличился приток на завод основных производственных рабочих. Их число увеличилось за год почти на две тысячи человек. Потихоньку приближаемся к стандарту крупных заводов Запада: отношение ОПР к общей численности персонала составляет 50 процентов. Выполнены основные задачи, поставленные государством. «Юрий Долгорукий» ходит в море. На «Дмитрии Донском» нормально обеспечиваем пуски ракет, к нам претензий нет. И другие заказы двигаются. Например, почти готовы выводить из эллинга АПЛ «Северодвинск», но немножко задержались из-за необходимости ремонта на доке «Сухона».
Но не только подлодками живет сегодня Севмаш. Идет модернизация авианесущего гиганта-крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец для ВМС Индии «Викрамадитья». Дело для Севмаша новое, не изученное как в технологических, так и в финансовых аспектах. Однако за годы работы приобретен уникальный для России опыт, который позволяет заводу в будущем претендовать на серийное строительство авианосцев для Военно-морского флота России. Напомним, недавно главком ВМФ Владимир Высоцкий говорил о необходимости создания пяти авианосных соединений. Севмаш готов в этом случае модернизировать гидротехнические сооружения, технически перевооружить основные цеха, установить кран грузоподъемностью 1200 тонн. Уже сейчас в связи с работами на крупных надводных кораблях на модернизацию затрачено около миллиарда рублей.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Корабль по имени Севмаш
Дата публикации: 19 декабря 2009

Автор(ы): Николай Кочуров   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 419
Рубрика статьи: Первая полоса

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia