- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Экранные бредни создателей “Царя”

Автор Семен Тюкачев дата: 26 декабря 2009 @ 14:26 в Культура | Нет комментариев

Такие оценки, естественно, подогревали интерес к премьере. Однако кинозалы полупустовали: северодвинцы ждали поступления в продажу видиодисков с "Царем". Как уже не раз бывало, видиокопии премьеры можно было купить уже через неделю после выхода фильма в прокат. Так что сегодня российскую ретроспективу смотрят тысячи горожан. Смотрят, соглашаются, возмущаются и... стыдятся.
По мнению профессионального кинокритика Игоря Перунова, такие спонтанные кухонные дискуссии будут продолжаться еще долго, а самому "Царю" рецензент предрекает длительный зрительский успех, правда, не вполне заслуженный. По какой причине и пойдет речь ниже.
К религиозно-нравственной тематике Павел Лунгин обращается не впервые. Наиболее заметным стал его "Остров" с участием Петра Мамонова в главной роли. Насколько правдивую киноисторию на сей раз предложил зрителям маститый режиссер? Вопрос очень важный. "Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя,-- наставлял своих студентов один из крупнейших отечественных историков XIX века В.О. Ключевский. -- Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу".
Свое творение создатели "Царя" определили как историческую драму и исторический кинороман. Такой жанр позволяет сценаристу и режиссеру допускать безграничный вымысел. В тесных временных рамках (из сорокалетнего царствования Грозного фильм повествует только о четырех годах) без него не обойтись. И Павел Лунгин с Алексеем Смирновым воспользовались этим правом, что называется на полную катушку. Картина просто нашпигована несоответствующими истории сценами.
Кульминацией в "Царе" является конкретный исторический случай в Успенском соборе в Москве осенью 1568 года. Митрополит московский и всея Руси Филипп (в миру Федор Степанович Колычев), во время богослужения, прежде чем дать благословение царю Ивану Грозному, начал при верующих обвинять царя в жестокосердии и пролитии невинной крови. Самодержец не стерпел унижения. В начале ноября он созвал собор для суда над митрополитом. Филиппа, кроме неуважения к царю, обвинили и в других деяниях, якобы совершенных им во время управления Соловецким монастырем. 8 ноября 1568 года в том же Успенском соборе был прочтен соборный приговор о низложении митрополита. Опричники сняли со святителя митрополичьи одежды, и с насмешками и издевательствами, в простых дровнях увезли Филиппа сначала в Богоявленский монастырь, потом в Староникольский и, наконец, в Тверской Отрочь-монастырь,. Здесь святитель и был задушен Малютой Скуратовым 23 декабря 1569 года во время похода Грозного в Новгород. Так завершилась дружба царя, зародившаяся еще в его детские годы, с Федором Колычевым - сыном знатного боярского рода. В год расправы над святителем Ивану IV исполнилось 39 лет, а Филиппу -62 года.
В фильме, к сожалению, нет даже краткой ретроспективы детства Грозного. Это лишило кинозрителя понимания самой важной нравственной составляющей -- многолетнего покаяния двух незаурядных личностей. Первого -- на вершине власти, другого - в далеком от Москвы Соловецком монастыре, отгороженном от мирской суеты Белым морем и высокими каменными стенами. Пренебрежение к деталям лишило правдоподобия и конфликт в Успенском соборе. В действительности, Иван Грозный обратился к владыке за благословением, не дождавшись конца богослужения. На экране же святитель Филипп (Олег Янковский) показан во время так называемого отпуста - завершения церковной службы. Он ходит по храму, всех благословляет, а помазанника Божия публично унижает. В итоге экранные царь, и владыка ведут себя в церкви недостойно, а непримиримый конфликт (покруче пушкинского Моцарта и Сальери) превращается в фарс и искажает мотивы поступков киноперсонажей. Прежде всего Ивана Грозного. Зрителю непонятна спонтанная ярость царя, а она родилась не на голом месте.
Трехлетний Иван не помнил своего отца Василия III. Ходили слухи, что его отравили. Будущий митрополит Федор Колычев относился к осиротевшему малышу как к младшему брату: играл с ним, мастерил игрушки, рассказывал Ивану про его отца, учил стрельбе из лука, приемам борьбы и владения мечом. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, они на равных обсуждали, как жить, чтобы спасти свои души.
В 1537 году 30-летний Федор Колычев поступил послушником в Соловецкий монастырь, а через год восьмилетний Иван остался круглым сиротой: 3 апреля 1538 года внезапно на 35 году у него умерла (говорят не без помощи яда) его мать Елена Глинская - честолюбивая и энергичная женщина. По материнской линии она принадлежала к знатному сербскому роду Яшкичей, отдельные представители которого состояли в родстве с цыганскими баронами. Так что в жилах юного престолонаследника текла еще та горячая кровь.
Власть после смерти родителей Ивана захватили противники самодержавия князья Шуйские, затем Бельские, Воронцовы, потом снова Шуйские, и, наконец, вернулись Глинские во главе с бабушкой Иоанна IV Анной.
Каждая смена власти сопровождалась кровавой расправой с противниками и оставляла болезненный след в сознании малолетнего Ивана. Его духовник митрополит Макарий, исподволь укреплял в подростке мечту превратить великое княжество Московское в царство и добился своей цели. 16 января 1547 года он венчал 17- летнего великого князя на царство, возложив на него корону. Иоанн IV стал Помазанником Божиим и первым русским царем. Спустя две недели, после женитьбы на дочери московского боярина Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева Анастасии, Иван официально признавался совершеннолетним и мог самостоятельно управлять страной.
В отличии от гротескного лунгинского самодержца настоящий Иван Грозный обладал природным умом, был тонким политиком, искусным дипломатом и талантливым стратегом. К показанным на экране событиям Грозный улучшил государственное управление, усилил централизацию власти, усовершенствовал местное самоуправление, лишив бояр драть три шкуры с крестьян. Принятый в 1550 году "Судебник" закреплял гражданское право крестьян переходить от не устраивающего землевладельца к другому, брать у него в аренду землю и ссуду на обустройство нового места жительства. Был учрежден челобитный приказ, в который с жалобами на притеснителей мог обратиться любой подданный царя. С противниками реформ Грозный был крут, но далеко не так кровожаден и коварен, как показан в "Царе". В фильме же истинно верующий царь-христианин низведен до языческого римского императора Калигулы.
По оценке клирика северодвинского храма Владимирской иконы Божией Матери, к слову, успешно закончившего Московскую духовную академию, фильм со всех сторон "более, чем неудачный". Олег Янковский, считает священник, в роли митрополита Филиппа только по возрасту соответствует экранному образу святителя. Внешне же этот талантливый и рано ушедший из жизни артист, настоящий мастер советской сцены, к сожалению, даже отдаленно не походит на главу Русской Православной Церкви. Мирское, как говорят, прет из каждой складки его священческой одежды. Во взгляде и голосе тоже нет архипастырской твердости веры и духа.
Еще более нелеп в роли Ивана Грозного другой незаурядный мастер сцены Петр Мамонов. В "Царе" Иван Грозный в его исполнении выглядит дряхлым стариком, помешавшемся на ожидании Страшного Суда, а фактически в год трагического конфликта с митрополитом Филиппом Ивану Васильевичу не было еще и сорока. Знакомым еще по "Острову" тембром Мамонов произносит на экране очень глубокие, убедительные и впечатляющие цитаты из Священного писания, покаянно оценивает свои поступки, но уж очень акцентно отвратителен внешне. Особенно, когда целует якобы помилованного им, а на самом деле обреченного на мучительную смерть князя или боярина.
Но это, так сказать, цветочки. Больше возмущают другие фантазии создателей "Царя": приписываемый Грозному "иудин поцелуй", казнь на глазах низложенного и закованного в кандалы митрополита его племянника воеводы Дмитрия Колычева...
Отродясь не бывало такого суда, как не было и кандалов и поджога опричниками деревянной церкви вместе с монахами, в которой якобы иноки похоронили убиенного святителя. Не было и представленных царю деревянных пыточных аттракционов, изобретенных якобы учеником митрополита обрусевшим немцем. Никогда Иван Грозный не усаживал Филиппа на царский трон, как это нарочито детализировано в "Царе", не поручал главе царской власти вести мирской суд. При существовавшей тогда гармонии светской и церковной властей такое было исключено. Правда, подобный факт в жизни самодержца все же был. Только он связан совершенно с другой личностью. Спустя шесть лет после убиения Филиппа, в 1575 году, устав от царского бремени и борьбы с боярами, Иван Грозный, имея двух сыновей-наследников, неожиданно передал власть Симеону Бекбулатовичу - правнуку хана Орды Ахмата. Передал не только власть, но титул и корону. Симеон был даже коронован, хотя без особой торжественности. Симеон оказался ответственным за все государственные дела, в том числе и за долги Ивана IV. В 1576 году Иван Грозный сместил Симеона и дал ему в управление Торжок и Тверь. Можно и дальше продолжать факты передергивания создателями "Царя" истории Московского царства. Подобные вольности возможны разве что в неуемной страсти опорочить историю России.. Вызывают удивление и люди, порекомендовавшие "Царя" для показа на международном Каннском кинофестивале. Довелось читать реплику о том, что "Царь" кроме "отвращения и признания полного отсутствия вкуса и таланта у его создателей" других чувств в Каннах не вызвал. Тщетными оказались и потуги представить "Царя" как очередной киношедевр на 31-м Московском кинофестивале. Хотя недостатка в хвалебных отзывах подкупных рецензентов не было. Такие сладкоголосые речи, как из рога изобилия продолжают и сегодня литься на интернетовских сайтах. Это вызывает понятное негодование людей, уважающих прошлое Российской державы. Среди них немало и северодвинцев, вынужденных ради любопытства смотреть в домашних условиях бредни фальсификаторов конфликта Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Вот почему ни в коем случае нельзя принимать за чистую монету все, что происходит на экране.


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2009/12/26/ekrannye-bredni-sozdatelej-carya.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.