Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

Бесплатно – только минимум

Служба «09» в «естественной монополии»

К хорошему человек привыкает быстро, к не очень хорошему или совсем плохому — труднее.


Почти год, как в корне пересмотрена работа службы «09» ОАО «Северо-Западный Телеком». Каждому абоненту не раз приходилось терять терпение, тратя время на выслушивание длинного монолога автоответчика, на какие цифры следует нажать для получения справочной информации о номерах телефонов больниц, поликлиник, билетных касс, органов власти, госучреждений. И не факт, что после окончания монолога человек, нажав нужную кнопку, сразу выйдет на оператора. Если тот занят (а он чаще всего занят), придется слушать голос уже другого автоответчика: «Оставайтесь на линии. Вам ответит первый освободившийся оператор...» На линии можно висеть долго, пока многократно повторяющаяся фраза не проймет вас до печенок.
Кроме того что на ожидания утекают драгоценные минуты, человеку могут и отказать, если не знает точный адрес объекта, номер телефона которого запрашивает. А уж когда «09» советует обратиться за справкой в платную службу «009» — это как красная тряпка для быка. Я сама испытала нечто подобное, спрашивая — не в личных, а в служебных целях — номер телефона руководителя надзорного органа в Архангельске. С ним соединили только на платной основе. Вот до чего мы дожили. После этого как-то особенно понимаешь «непонимание» или возмущение читателей: почему у нас не действует распространенный во всем мире принцип «Все во имя человека, все для блага человека»? Почему охраняется лишь благо тех, кто с нас всеми способами старается состричь купоны?
Об этом же рассуждает и обратившаяся в редакцию Р.А. Андреева, рассказавшая о своем несостоявшемся визите в салон красоты «Магия» на пр. Ленина, 13/47. Раиса Алексеевна вознамерилась сделать прическу, была очень ограничена во времени и прежде хотела справиться о режиме работы парикмахерской. Но как туда звонить? Обратилась в «09». «Меня попросили назвать точный адрес парикмахерской и фамилию индивидуального предпринимателя, которому принадлежит салон красоты. Не абсурд ли: зачем клиенту забивать мозги фамилиями руководителей? Это же заведомо невыполнимое условие. Такое впечатление, что надумано оно для высасывания с человека денег: мол, раз коротка память на фамилии и номера домов, вас выручат, вам подскажут за отдельную плату».
Раиса Алексеевна в этой связи вспомнила свою поездку в Америку, где развит рынок услуг связи. Не устраивают условия одной обслуживающей компании — заключай договор с другой, человеку предоставляется право выбора. «Спрашивается, а где у нас выбор? Всю Архангельскую область обслуживает один универсальный оператор фиксированной связи — ОАО «Северо-Западный Телеком». Без него мы никуда, следовательно, вынуждены принимать все его условия. Но должен же кто-то следить за этим, ограничивать аппетиты монополиста».
О принципе работы справочной службы мы писали не раз. В газете периодически появлялись ведомственные ответы, которые защищали интересы своего предприятия. Не остались без внимания и вопросы, поставленные Р.А. Андреевой. Начальник службы по связям с общественностью Архангельского филиала ОАО «Северо-Западный Телеком» И.И. Молчанова очередной раз разъяснила в подробностях систему работы подразделения «09» ОАО СЗТ: «Справка о номерах телефонов абонентов местных телефонных сетей предоставляется бесплатно по полным адресным данным. К таким данным относятся: наименование (фирменное наименование, например ИП Иванов) юридического лица и адрес установки телефона... В случае если абонент не может сообщить полную информацию о запрашиваемой компании, то справка о номере телефона является платной, поскольку оператору связи требуются дополнительные затраты на поиск данной информации. Бесплатно по неполным данным жители Архангельской области в службе «09» могут получить только номера социально значимых учреждений: органов власти, поликлиник, больниц, милиции, загсов и т.д.» Ирина Игоревна при этом сослалась на рекомендации письма Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи № 899 от 30.06.1998 г.
Ссылка на это письмо мне показалась неубедительной: не устарел ли на фоне нашего постоянно меняющегося законодательства документ, которому в обед сто лет? И насколько известно, упомянутая выше структура с 2004 года уже не существует. Поэтому я решила прояснить вопрос в управлении Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области.
И вот ответ на редакционный запрос. Исполняющий обязанности руководителя управления К.Н. Алешин сослался на еще более «древний» документ — статью 4 федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», объясняя, что услуги общедоступной электросвязи относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Но из этого «мамонта» вытекает вполне современный «мамонтенок» в образе федерального закона № 135-ФЗ от 26.07. 2006 г. (часть 5 статья 5) «О защите конкуренции»: «Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии». Так вот, статья 10 этого закона запрещает действия (бездействие) того, кто занимает «доминирующее положение». Доминанта не имеет права не допускать, ограничивать, устранять конкуренцию, ущемлять интересы других лиц. Надо полагать, потребителей и можно назвать этими самыми «другими лицами». Но нарушений по отношению к ним не усматривается.
Чтобы не утомлять читателей, изложим ответ с тяжеловесными формулировками и перечнем законов покороче. Действия ОАО «Северо-Западный
Телеком» проверены на предмет выполнения антимонопольного законодательства, и оно соблюдается. Оператор связи обязан создать систему информационно-справочного обслуживания — он ее создал. Должен формировать ответы на запрос пользователей или абонентов — он это делает. Не вправе нарушать тайну связи — не нарушает. Если абонент, пользователь оператора связи, не дает письменного согласия на использование сведений о нем в качестве справки — сведения не могут быть использованы для передачи третьим лицам. В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года каждый потребитель услуг вправе получить необходимый минимум информации, позволяющий получать полное представление об оказываемой ему услуге.
Так что наш удел довольствоваться малым. Выбора у нас нет, и, чтобы себя не расстраивать, лучше не сравнивать нашу жизнь, в которой товарный рынок находится в состоянии «естественных монополий», с американской. Остается лишь пожалеть потерянное благо, когда служба «09» давала справку мгновенно и бесплатно, и это входило в тариф абонентной платы.
Но коммунизм, то бишь социализм, когда многое было бесплатным, давно кончился. Сегодня тем, кто предоставляет нам услуги, и не только связи, хочется есть бутерброд с толстым слоем масла. Вот и сказать бы людям об этом прямо. Поняли бы. Но когда жалкий минимум выдается за максимум: «Открытие платной справочно-информационной службы «009» в Архангельском филиале ОАО СЗТ продиктовано тем... чтобы существенно сократить время ожидания абонентом ответа телефониста», — люди это не понимают. И никогда не поймут.

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Бесплатно – только минимум
Дата публикации: 14 января 2010

Автор(ы): Анна Данилова   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 815
Рубрика статьи: В защиту потребителя

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia