Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО

Прораб на улице корабелов


Таким ангелом радости для нескольких поколений северодвинцев является Борис Андреевич Глазов. Когда он работал прорабом, я узнавал о его достижениях из «Северного рабочего». Фамилия строителя Глазова получила на страницах газеты постоянную прописку. Город подрастал и расширялся буквально на глазах, и без участия Бориса Андреевича огни массовых новоселий не зажигались.


Немногие из коллег Глазова могут заявить о своей причастности к большим делам и города, и градообразующего предприятия. Не всякий строитель оставляет за собой архитектурные сооружения и по ту, и по другую сторону заводских проходных. Он же, инженер-строитель со стажем, создал целый архитектурный комплекс гражданского и оборонного назначения. И ему одинаково дороги эти сооружения, независимо от того, находятся ли они в город-ской черте или в зоне предприятия. Ведь они построены с его участием, выстраданы им, выпестованы.
Пересчитать граждан-ские объекты, созданные с участием Глазова, не хватит пальцев на руках. Воздвигнутых цехов на Севмаше — поменьше, но зато какие! Один 55-й чего стоит. Не зря же его по размаху стройки с БАМом сравнивали. В те горячие недели и месяцы прораба, а затем главного инженера войсковой части Глазова только здесь и можно было найти. Тогда и состоялось наше очное знакомство со знаменитым уже строителем.
...Под крупными каплями нежданно грянувшего дождя все вокруг изменило окраску: кирпич стал бурым, золотистый песок — серым, пыльная дорога — черной. Глазов подошел к самосвалу и распахнул дверцу кабины: «Подвези до управления». Переваливаясь на выбоинах, машина выехала за ворота строительной площадки. По ветровому стеклу били крупные капли дождя. Пощелкивая, мотался из стороны в сторону неутомимый «дворник». На переднем щитке кабины Глазов увидел буквы «Б» и «Р». Справа от каждой из них — частокол палочек, поставленных мелом. Прораб пересчитал их и, поглядев на молодого водителя, засмеялся:
— Двадцать пять рейсов? Двенадцать с бетоном, тринадцать с раствором?»
Шофер не отрывал глаз от дороги, молчал.
— Зачем тебе эти метки? Не доверяешь нашему учету?
— Это я для себя, ради интереса. А на других участках, бывает, и путают.
Уже не глядя на водителя, Глазов произнес с укором:
— Зря обижаешь учетчицу, она у нас аккуратная.
— Я ей этого не показывал.
Когда машина вырвалась на ровную дорогу, шофер на миг оторвал взгляд от асфальта, посмотрел на собеседника:
— Нет, кажется, не обиделся. А интересный мужик этот Глазов. Интересно, а как сам-то он работает?
Поглядишь на работу Глазова со стороны, ознакомишься с его рапортичками о выполнении заданий, так покажется, что этому прорабу счастье такое выпало: все ему удается, все приходит и завершается ко времени. Другие жалуются: там с документацией подвели, тут бригадир ошибку допустил, здесь бетонщики что-то напутали — и вот переделывай наполовину сделанное, заново проверяй разметку, исправляй кладку, долби полузастывший бетон.
Ничего такого не случается у Бориса Андреевича Глазова. У него все на месте, все точно. Стоит приглядеться поближе, понаблюдать за ним, и станет ясно, что успех — в стиле его работы, отношении к делу, постоянном беспокойстве, в способности обдумать, предусмотреть все мелочи. У него не меньше, а скорее больше трудных дел, чем на других участках. И людей порой не хватает, и в чертежах огрехи обнаруживаются. Но все эти трудности Глазов будто сметает со своей дорожки, причем сметает не сам, не в одиночку, а с коллективом.
На строительной площадке третьего стапельного цеха Севмаша Борис Андреевич и дневал, и ночевал. Закономерным итогом напряженного труда военного строителя стал тогда, в 1975 году, орден «Знак Почета». Уже через год к нему добавился знак «Отличник военного строительства».
В построенном с участием Глазова цехе-эллинге корабелы заложили головные подлодки сразу двух проектов. Его же, Глазова, вместе с людьми и техникой перебросили на другие объекты. Особое место среди них занял блок механических цехов. Под корабли третьего поколения на Севмаше вводились дополнительные мощности. Возросшие возможности стапеля требовали машиностроительного подкрепления. К концу 80-х линия механических цехов вводится в строй. А один из участников этого грандиозного строительства Б.А. Глазов удостаивается премии Совета Министров СССР. По статусу эта премия приравнена к Государственной.
Тридцать четыре года работал Борис Андреевич в строительном тресте Северодвинска. Занимал должности мастера, прораба, главного инженера, начальника строительного управления. Руководил строительством многих объектов производственной и социальной сферы. И вот без малого уже десять лет возглавляет ремонтно-строительное производство на Севмаше.
Сегодня о прорабе с заводской улицы рассказывается не так уж и много. Надо признать, что сам он праздной суеты не любит, поэтому и узнать о заслуженном строителе России можно разве что из коротких газетных строк. Менялись у Глазова объекты и названия строительных организаций, но остается незыблемым его отношение к делу. Заинтересованное, даже азартное. Роптать или хныкать за чью-то нерадивость или халатность совсем не по нему. Случись на стройке заминка — готов обвинять только себя. Радуется даже малой удаче. О руководителях и смежниках отзывается только в добрых тонах.
Самым крупным успехом последнего времени начальник ремонтно-строительного цеха считает обновление и восстановление ряда заводских общежитий, а также реконструкцию наливного бассейна. «Ведь умеем и можем, если организуемся», — восторгается Глазов. А еще 70-летний прораб с улицы корабелов любит повторять заученную фразу: «Мне больше по душе оживление в самом начале новостройки. Когда на уровне цокольного этажа и смонтированного крана зажигаются первые огоньки. И все еще впереди...».
Юрий АНАНЬИН

Подготовить к печати Подготовить к печати

Статья: Прораб на улице корабелов
Дата публикации: 16 января 2010

Автор(ы): Администратор   (сайт автора)
Кол-во статей у автора - 3373
Рубрика статьи: Общество

 
Оставьте комментарий!
Поля отмеченные (*) - обязательно должны быть заполнены





РЕКЛАМА




Создание сайта
mArtMedia