- «Cеверный рабочий» - http://2008.nworker.ru -

Фото В. Бербенца
Фото В. Бербенца

С осколками в сердце

Сегодня – День снятия блокады Ленинграда

Автор Мария Романова дата: 27 января 2010 @ 11:17 в Общество | Нет комментариев

– Да-да, — отвечают мне. — Конечно, вот у нас список — 147 человек из общества «Житель блокадного Ленинграда»...
Нина Алексеевна Лепкович (Никонова в девичестве) — одна из них. В Северодвинск перебралась с мужем в 1974 году, работала вначале в общепите, потом в Госстрахе старшим инспектором и старшим экономистом, в 1990 году вышла на пенсию.
А когда началась война, Нине шел седьмой год. Тревожное сообщение радиоприемника оборвало детство. Отца забрали на фронт в первый же день прямо с завода, не дав проститься с семьей.
— Я хорошо помню, что все время хотелось есть. Мама делилась со мной своей пайкой хлеба из жмыха и бумаги, наверно, благодаря этому я и осталась жива. Ели суп из выкопанных из-под снега капустных кочерыжек, варили папины ремни... Мама настолько ослабела от голода — стали опухать ноги. Двое теткиных детей, что жили с нами, от голода умерли. Эвакуировались мы такими дистрофиками, сказать страшно! — вспоминает Нина Алексеевна.
Детская память хранит страшные подробности: в частые бомбежки семья укрывалась в вырытом специально рядом с домом окопе, и только бабушка уходить из дома отказывалась — одевалась и ложилась на кровать, как бы готовясь к гибели.
Весной 1942-го решили эвакуироваться всей семьей; Никоновых, оставшихся в живых, набралось чуть больше десятка. Выезжали знаменитой теперь «Дорогой жизни».
— Был апрель, но суровой зимой Ладожское озеро так промерзло, что мы ехали по льду, залитому талой водой, наудачу, — рассказала Нина Алексеевна. — Я ехала в кабине, на руках у родственницы. Помню, как лед трещал под колесами нашей машины, как рвались бомбы кругом, как уходили под воду другие машины с людьми...
Они проскочили. Не погибли на переправе, не объелись до смерти в эвакопункте на другой стороне (многие умирали, нахватавшись еды после голода). А потом Никоновы еще долго добирались до родной для них Архангельской области, ехали в товарных вагонах. На глазах маленькой Нины умирали люди, их уносили на остановках, остальные ехали дальше. Отец, раненный в бою, семью потерял: он рвался в блокадный Ленинград, думая, что они все еще там. Не пустили! Нашел своих Алексей Константинович только в самом конце войны, и Нина ходила ко всем пассажирским поездам, прибывавшим на станцию Лепша, встречать отца...
И сейчас, столько лет спустя, все как наяву. Как сказал поэт-блокадник А. Молчанов: «И если на рентгене приглядеться, у каждого из нас осколок в сердце...» Вот эти осколки не дают забыть ни один из страшных дней, пережитых в блокадном Ленинграде. Никому, кто был там и остался жив. Жаль только, с каждым годом их все меньше...


Статья распечатана с «Cеверный рабочий»: http://2008.nworker.ru

URL статьи: http://2008.nworker.ru/2010/01/27/s-oskolkami-v-serdce.html

Copyright © 2008 «Cеверный рабочий». All rights reserved.